официальный сайт Брянской Учительской газеты

«Брянской учительской газете» дала интервью режиссер Елизавета Трусевич

09 ноября 2018

В Брянске в конце лета прошел Международный детский фестиваль «Мы сами снимаем кино». Среди его гостей была режиссер и сценарист Елизавета Трусевич. Ее фильмы понравились брянскому зрителю и, в частности, школьникам. Но особое впечатление произвел детский фильм «Семицветик», снятый на киностудии имени Горького. Картина получила более пятнадцати призов на различных кинофестивалях и включена в список лент, рекомендованных Министерством просвещения России, а также Министерством культуры для показа в российских школах. Предлагаемое интервью с Елизаветой Трусевич продолжает тему публикации «Снимаем сами» в № 41 «Брянской учительской газеты от 19 октября 2018 года.

— Елизавета, какие детские фильмы снимаете вы, какие они несут идеи, что для вас самое важное в работе?

— Я снимаю не только детские фильмы, хотя направление семейного, детского кино мне действительно интересно. На старейшей в стране и в мире киностудии имени Горького я сняла детский фильм «Семицветик» — комедию о первой школьной любви, это был мой дебют в большом кино. Дети — прекрасные зрители. Где бы мы ни показывали фильм - всегда масса вопросов, откликов, все, конечно, заканчивается совместными селфи. Важно, чтобы дети смотрели и знали не только американское, но и наше отечественное и европейское кино. Это же совершенно различные эстетики, разные картины мира! Когда наши дети смотрят только голливудские фильмы, они как бы сужают собственное культурологическое поле, создают иллюзорный образ картины мира. Я преподаю в МГУ, куда каждый год идет набор студентов, недавних школьников. Когда я их прошу написать заявку на игровой фильм, некоторые предлагают снять «про девочку Барбару и мальчика Джона из Нью-Йорка». Я их спрашиваю: «А вы в Нью-Йорке-то были?». Ответ всегда примерно одинаковый: «Нет, но мы не хотим про Россию». Это опять же вопрос формирования личности — нужно преподавать не только русскую литературу, но и отечественное кино. Когда я им показываю по истории кино советские фильмы — это для молодых ребят как открытие Атлантиды! Интерес к своей стране, к своим корням, уважение к самому себе — в первую очередь результат правильно выстроенного школьного периода. Как пел Высоцкий: «Значит, нужные книги ты в детстве читал».

— Как вы снимаете фильмы, по каким критериям выбираете юных актеров? Кто они: дети артистов или «ничьи»?

— В фильме «Семицветик» дети были совершенно разные. Были абсолютно профессиональные ребята, у которых за плечами огромная фильмография. Это Ваня Оранский, Аня Потебня, сейчас они учатся в Школе-студии МХАТ. Их родители, кстати, никак не связаны с кино. Просто яркие, талантливые ребята, которые с детства занимались актерским мастерством. Настя Добрынина сейчас поступила во ВГИК, вот у нее мама — актриса, с детства в кино, на площадке по выносливости и профессионализму она ничем не уступала взрослым актерам. А были и дебюты. Дети, которые первый раз оказались перед камерой. Это девочка, которая играла главную роль красавицы Астрюковой — Катя Смилянец. Случайно попала на пробы, прошла. Я искала вполне конкретный типаж — мне нужна была такая маленькая Орнелла Мути. Отсмотрели почти триста девочек и нашли Катю. Дебют был и у Никиты Бабаева, и у Егора Щелчкова… Так что пути прихода в кино у юных актеров разные. Могу только одно сказать — все дети, которые снимались в наших фильмах, были начитанные, насмотренные. Я даже забывала, что они дети — общались на равных. Мне кажется, самое главное, какую бы ты профессию ни выбрал, надо постоянно самосовершенствоваться, читать, смотреть, расширять свои культурологические границы — и тогда любой путь будет открыт.

— Могут ли детское кино снимать сами дети и их учителя? Как вы к этому относитесь? Нужно ли в школах вводить предмет «Киноведение»?

— Раньше, когда снимать кино было дорого и технически сложно, существовало только студийное производство, сейчас мы живем в очень интересное время — технически кино может сделать каждый. Вопрос не в возможности, как таковой, а в качестве. Я даже в своей диссертации ввела такой термин «эффект соперничества». То есть раньше у зрителя при просмотре фильма возникал «эффект неподражаемости» — снять фильм самому невозможно! А сейчас — «эффект соперничества», когда зритель так или иначе может снять свое маленькое, но кино. Детские кинокружки — это прекрасно! Они формируют вкус, эстетику. Мне кажется, важно не только учить детей снимать кино, но и знакомить их с лучшими образцами мирового кинематографа, вместе с педагогом смотреть и разбирать фильмы. Я совершенно убеждена, что рано или поздно в школы введут обязательный предмет «история кино». Не понимаю, почему до сих пор этого не произошло! Кино не менее важное для развития личности искусство, чем литература или живопись.

Ольга Приваленко

Фото автора

Еще по теме:

Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Картина дня
24 марта 2019, 09:32

В библиотеках Трубчевска отметили День православной книги

Ежегодно в марте в библиотеках Трубчевского района проводятся церковно-общественные мероприятия, посвященные Дню православной книги (далее…)

24 марта 2019, 09:30

В Брянском вузе выбрали «Мисс БГТУ-2019»

В Брянском государственном техническом университете выбрали «Мисс БГТУ-2019». Из двенадцати претенденток самой красивой девушкой вуза признали студентку факультета (далее…)

24 марта 2019, 09:09

В библиотеках Брянска прошли мероприятия, посвященные дню поэзии

Заседание поэтического клуба «Стих и Я», приуроченное к Всемирному дню поэзии состоялось в библиотеке № 11 Брянска (далее…)

24 марта 2019, 08:32

В Карачеве представили новую книгу Зои Ионочкиной

В Карачевской районной библиотеке состоялась презентация книги прозы «Барская аллея» поэта, учителя, прозаика и журналиста (далее…)