Актёр Брянского театра драмы Михаил Кривоносов отметил своё 60-летие

13 августа 2019

«Простого не бывает» — так отзывается о своих ролях, работе над ними, о службе в театре заслуженный артист России, актёр Брянского театра драмы Брянского театра драмы имени А.К. Толстого Михаил Михайлович Кривоносов.

Позвали «Искатели»

«Если бы я не стал артистом, то, наверное, стал бы строителем», ­­­— полушутливо замечает Михаил Кривоносов. Первым его «университетом» действительно был строительный техникум, а местом работы — организация «Могилевгражданпроект», где отслуживший в армии подававший большие надежды молодой инженер-проектировщик уже мог записать себе в актив строительные объекты, возведённые по его чертежам.

Но у судьбы свои «чертежи». И они обозначили для него контуры грядущего ещё в детстве, когда Михаил-восьмиклассник стал посещать театр-студию «Искатели» Дворца культуры имени Кирова Могилевского автозавода. На этот шаг его сподвиг спектакль «Девочка и апрель», который он однажды посмотрел. Но впечатлений вынес столько, что их количество, хотя и не сразу, перешло в качество, то есть в осознанное решение стать актёром. Придал ему уверенности собственный дебют на сцене ДК, где он сыграл министра Леандра в спектакле по пьесе Карло Гоцци «Любовь к трём апельсинам». И стал узнаваем благодаря игре, а может быть, как с иронией замечает артист, необычайно широким штанам своего персонажа.

Свою роль сыграло и напутствие мамы одного из его друзей по театру-студии, актрисы со званием. Она сказала, отмечая игру Михаила: «Вам надо бы подумать о поступлении в театральный институт». Михаил рос в простой рабочей семье, и его решение круто поменять профессиональную судьбу, стать студентом Белорусского, а затем и Воронежского театральных институтов, наверное, было воспринято неоднозначно. Но время показало, что выбор он сделал правильный. Уже со второго курса его стали приглашать в спектакли.

Одним из наставников актёра была ученица Георгия Товстоногова Зинаида Ивановна Браварская, у которой он брал уроки мастерства. Они продолжились в Магнитогорском театре с режиссёром Валерием Ахадовым, общение с которым убедило актёра, сыгравшего в чеховской «Чайке» роль Треплева, что не нужно с ходу отвергать необычные сценические решения, по части которых режиссёр слыл экспериментатором. Магнитогорский театр подарил Михаилу и встречу с великой французской актрисой Ани Жирардо, которая была занята в спектакле у Ахадова. Её личность, трепетное отношение к театру стали для него примером.

В предлагаемых обстоятельствах

Поработав в различных театрах страны — Томском, Мурманском, Минском, Могилёвском, Челябинском — в 1998 артист обрёл, наконец, «свой» — Брянский театр драмы имени А.К. Толстого, которому верен уже 21 год. И счёт сыгранных им ролей исчисляется многими десятками. Не все из них главные, но все запоминающиеся: одна из первых — Серж в спектакле «Аrт», Георг в «Мистификаторе», Мужчина в постановке «Не такой, как все», Владимир — «За порогом любви», Петька Богомать в «Иване и Мадонне», Профессор в «Дикаре», Тузенбах в «Трёх сёстрах», Видоплясов в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели» и другие.

 

/home/admin/web/bug32.ru/public html/site/../uploads/2019/08/16 kri4

 

Но особенно любимыми являются несколько ролей. Это такие серьёзные работы, как Крутицкий в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Принц Уэльский в «Кине IV», Фёдор Тютчев в спектакле «Ангел мой», Подколёсин в «Женитьбе», Крэпп в моноспектакле «Последняя лента Крэппа», Антоний в постановке «Чудо святого Антония», Франсуа в комедии «Ужин с дураком» по пьесе Ф. Вебера.

 

/home/admin/web/bug32.ru/public html/site/../uploads/2019/08/16 kri3

 

Спектаклем, последним из названных, был отмечен бенефис Михаила Кривоносова в честь присвоения ему звания «Заслуженный артист Российской Федерации» в 2014 году. Скромный служащий налогового департамента Франсуа Пиньон, приглашённый в компанию людей, считающих себя уважаемыми, в качестве клоуна, «дурака» для всеобщей потехи, но не подозревающий об этом, неожиданно для хозяев оказывается вершителем их судеб, поначалу из самых лучших побуждений невольно усложняя им жизнь, но затем успешно выруливая из этих ситуаций. Замечательная игра М. Кривоносова (это когда персонажу беспредельно веришь, словно он реальный человек, вызывающий смех, умиление, сочувствие) позволяет к финалу определить — кто же на самом деле «на ужине» дурак…

— На сцене самое важное — это партнёр, — считает Михаил Михайлович, рассказывая о профессии. — Когда мы взаимодействуем, что-то должно с ним происходить, он должен как-то меняться…

Эти изменения в «режиме реального времени», на виду у публики — составляющая успеха спектакля в целом. В том же «Ужине» тандем партнёров — заслуженных артистов РФ Михаила Кривоносова — Франсуа и Александра Кулькина в роли Пьера придаёт лирической комедии драматические интонации.

На вопрос: «Вам обычно везёт на партнёров?» — актёр отвечает утвердительно, добавляя не без юмора: «Надеюсь, что и им тоже». Примером добросовестного сценического партнёрства являлся народный артист России Валерий Мацапура, одну из звёздных ролей которого — Крутицкого в спектакле «Не было ни гроша, да вдруг алтын», — после ухода артиста из жизни принял как эстафету Михаил Кривоносов. И также неподражаемо исполнял в течение пяти лет, сколько шла на сцене постановка.

Одной из последних ролей, сыгранных Михаилом Михайловичем, — картёжника Афанасия Казарина в «Маскараде» по пьесе М.Ю. Лермонтова — на международном славянском фестивале «Театр +», прошедшем в этом году в Брянске, была присуждена победа в номинации «Лучшая роль второго плана». Актёр, четырежды лауреат брянского театрального конкурса «Успех», отмечает общие для себя особенности, которые учитывает при работе над любой ролью.

— Надо понять, про что это написано, понять пьесу, роль, режиссёра, узнать, чего он хочет, и постараться совместить, соединить своё представление о том, как играть роль, с режиссёрским. Можно сказать, я иду за режиссёром, оказываясь в предлагаемых пьесой обстоятельствах. И простого не бывает…

«Спасибо, что сыграли про жизнь»

— В этой пьесе главное — отношение общества, как такового, к чуду. В чудо вряд ли мы верим, но когда оно случается, как к этому относиться? Вот режиссёр — про это… — увлечённо рассказывает о театральной премьере этого года — спектакле «Чудо святого Антония» по пьесе Метерлинка М. Кривоносов, исполнитель роли Антония. Поставил спектакль молодой московский режиссёр Алексей Доронин, представление которого о том, как сыграть эту роль, актёр, несомненно, учёл.

При постановке моноспектакля «Последняя лента Крэппа» Кривоносов — исполнитель единственной роли — также не оставил без внимания позицию, концепцию московского режиссёра-постановщика Евгения Кочеткова. Автор этих строк отмечал в рецензии «Загадка Крэппа» в «Брянской учительской газете» на премьеру 2016 года тогда же: «Бессюжетная постановка (напомним, по пьесе одного из основоположников театра абсурда лауреата Нобелевской премии по литературе Сэмюэля Беккета), не сразу вызывает резонанс у зрителей. Да и было бы странно, если бы длительная «подготовка» в начале представления героя моноспектакля…к прослушиванию самого себя вызвала бы иные чувства, кроме лёгкого раздражения и такого же лёгкого интереса — что же все-таки будет дальше?

 

/home/admin/web/bug32.ru/public html/site/../uploads/2019/08/16 kri2

 

— Но, наконец, он включает запись, постоянно ее то перекручивая, то возвращая назад, и из разрозненных отрывков складывается лента жизни этого ныне одинокого человека».

Легче или труднее играть моноспектакль? Казалось бы, труднее, ведь приходится быть на сцене одному, без партнёров, их поддержки… «Но никто и не мешает», — с улыбкой отзывается актёр и продолжает: «Крэпп для меня — пока единственный опыт участия в моноспектакле. Он тем и труден, что большую часть времени ты молчишь, слушаешь, готовишь себе яичницу… И надо стараться удерживать внимание зрителей. Крэпп — любимая работа. Это спектакль о том, что мы живём и пропускаем, не замечаем чего-то важного. А могли бы… Герой понимает, что в жизни делал ошибки, но ещё не поздно что-то изменить. Мой Крэпп на это надеется».

Вернуться к разговору об этой давней уже премьере обязывает знаменательный для режиссёра, актёра и всего Брянского театра драмы итог участия моноспектакля в VI международном фестивале-конкурсе в Перми «Моноfest — 2019». «Все играли «Ленту Крэппа» про смерть, — высказались члены авторитетного жюри фестиваля (а играли Крэппа в разное время такие выдающиеся отечественные актёры, как Армен Джигарханян и Александр Калягин). — Спасибо вам, что вы сыграли про жизнь». Кстати, из 53 заявленных моноспектаклей театров России и Европы жюри отобрало для конкурсного показа всего 10. Вот как отозвалась о моноспектакле БТД критик, член жюри фестиваля Алла Шендерова: «Мне очень понравился брянский спектакль. С удивлением признаю, что для меня это была, наверное, лучшая постановка пьесы Беккета. При том, что я видела даже моноспектакль Роберта Уилсона. Внутреннюю линию Крэппа артист Михаил Кривоносов держит так, что я впервые поняла, что Крэпп — это и есть сам Беккет… Перед нами был не дряхлый одинокий никому не нужный старик Крэпп, а личность масштаба самого драматурга — оторваться от него было невозможно».

Из трёх главных фестивальных призов два — «Лучший режиссёр» и «Лучший актёр» — были присуждены за моноспектакль Брянского театра драмы. Приз за «Лучший спектакль» достался пермякам, хотя понятно, что лучший спектакль может поставить только лучший режиссёр и сыграть лучший актёр…

«Хочется новых интересных ролей», — признался накануне своего 60-летия (актёр отметил его в минувшую субботу, 10 августа) заслуженный артист РФ Михаил Кривоносов. Пусть это желание сбудется, и артист не раз ещё порадует нас новыми творческими открытиями и свершениями. Успехов и удачи на театральной сцене!

Владимир Силаев

Фото с сайта Брянского театра драмы имени А.К. Толстого

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
16 апреля 2024, 13:54

Брянские педагоги-навигаторы проекта «Билет в будущее» претендуют на национальную премию

23 апреля в Москве будут оглашены имена победителей Национальной премии по профориентации «Россия – мои горизонты». Свои заявки на участие от Брянской области подали трое педагогов (далее…)

16 апреля 2024, 13:50

В городе Пушкин обустроят сквер имени Фёдора Ивановича Тютчева

Межведомственная топонимическая комиссия правительства Санкт-Петербурга приняла решение о создании в городе Пушкин сквера имени Фёдора Ивановича Тютчева. (далее…)

16 апреля 2024, 13:44

Брянские гиревики достойно выступили на чемпионате ЦФО

В городе Рыбинск Ярославской области завершился чемпионат ЦФО по гиревому спорту. В соревнованиях приняли участие более 170 спортсменов из 15 регионов страны. (далее…)

16 апреля 2024, 13:40

В Брянске начала работу областная весенняя «Школа психологии»

Сегодня, 16 апреля, в Брянске для педагогов-психологов общеобразовательных учреждений открылась областная весенняя «Школа психологии», на которую собрались увлечённые профессионалы со всей области. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить