Брянский конструктор создавал первые «Жигули»
Пятьдесят лет назад, 19 апреля 1970 года, с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, прозванный в народе, спустя 20 лет, «копейка».
Как сообщает издание «Брянские новости» со ссылкой на агентство «Новости», в выпуске первых «Жигулей» участвовал бывший конструктор Брянского автозавода Николай Ляченков. Конструктор прошел на ВАЗе путь от начальника конструкторского бюро до первого вице-президента — первого заместителя гендиректора.
Николай Ляченков рассказал, что кадры для строящегося автозавода в Тольятти отбирали по всей стране. Его строительство началось в 1967 году, а уже 19 апреля 1970 года с конвейера сошел первый автомобиль. Его собирали к особенной дате — столетию В. И. Ленина, отмечаемом 22 апреля 1970 года.
Ветеран промышленности начинал на Горьковском автомобильном заводе. Затем его пригласили на строящийся Брянский автомобильный завод, где он проработал шесть лет. В Тольятти он приехал 3 мая 1967 года. Ему было поручено создать конструкторскую службу. В качестве основы ВАЗ-2101 был использован FIAT-124, в конструкции которого внесли свыше 800 изменений, с учетом российских дорог.
К моменту выпуска первых шести автомобилей Николай Ляченков уже занимал должность заместителя главного инженера КВЦ. Ветеран автопрома вспоминает, что массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро и уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
− Конечно, я гордился, − рассказал он. − Это был исторический момент, который невозможно забыть.
Имя новому российскому автомобилю выбирали народным голосованием — победило название «Жигули», так называется горная система, расположенная рядом с Тольятти. В 1971 году автомобиль стали поставлять на экспорт. Название «Жигули» не совсем благозвучно произносилось в ряде языков, поэтому при поставках за рубеж стали использовать название LADA.
Фото: 5koleso.ru