Брянские логопеды советуют, как не дать ребёнку заскучать во время самоизоляции
С недавнего времени мы так часто слышим слова «сидим дома, самоизоляция». Это вынужденная мера в борьбе с коронавирусом, и я, как мать троих детей и имеющая пожилых родителей, полностью ее поддерживаю. Чтобы не скучать и с пользой для вас и вашего ребенка провести это время, я предлагаю игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, подбирать интересные слова, активизируют его речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в любое время суток. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игры на развитие связной речи
1. «Что мы видим во дворе?»
Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях. Например: «Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках начинают распускаться листочки».
2. Кем (чем) был?
Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т. д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.
Корова была телёнком.
Бабочка была гусеницей.
Курица была цыплёнком, а цыплёнок — яйцом.
Лёд был водой и т.д.
3. «Что на что похоже»
Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на (что)…
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…
Чистый дождь похож на…
Блестящая на солнце паутина похожа на…
День похож на…
Игры на развитие грамматического строя речи
1. «Веселый счет».
Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (Дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна.) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т.д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом.)
2. «Все сделал».
Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала):
мыл — вымыл, вешает — повесил, одевается — оделся, прячется — спрятался, гладит — погладил, стирает — постирал рисует — нарисовал, пишет — написал, поливает — полил, ловит — поймал, чинит — починил, красит — покрасил, убирает — убрал, строит — построил.
3. «Приготовим сок».
«Из яблок сок (какой) — яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т.д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т.д.
4. «Один — много».
«Яблоко — много чего? (яблок); Помидор — много чего? (помидоров)» и т.д.
5. «Чей, чья, чьё».
Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки — (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки — кошачий» и т.д.
Игра, направленная на развитие слухового внимания «Узнай по звуку».
Ребенку завязываются глаза или просят отвернуться, взрослый производит шумы и звуки разными предметами. Ребенку необходимо догадаться, чем шумели. Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, разрезать материал и т. д.
Тот, кто отгадывает, получает награду.
Дорогие родители, желаю вам с удовольствием и пользой провести время в кругу своих близких. Желаю всем здоровья!
А. Дунаева, учитель-логопед детского сада «Мозаика» с. Кокино Выгоничского района
Фото: happy-baby-world.ru