Мы обязаны победить!
История борьбы с распространением наркотиков насчитывает уже более 100 лет. Еще в феврале 1909 года Шанхайская опиумная комиссия, в работе которой приняли участие 13 стран, в том числе и Россия, пыталась найти пути ограничения ввоза наркотиков из азиатских стран. В 1987 году Генеральная Ассамблея ООН постановила ежегодно отмечать Международный день борьбы с наркоманией во всём мире в знак выражения своей решимости в создании общества, свободного от злоупотребления наркотиков.
А что это значит — бороться с наркоманией? Кто и как должен бороться?
Силовые структуры делают всё от них зависящее, чтобы уменьшить огромный поток наркотиков, непрерывно текущий в страну через границы, препятствуют распространению психоактивных веществ внутри страны. Но, к сожалению, эта проблема до сих пор не решена, и с годами она становится лишь острее. Сегодня наркотики продают под видом курительных смесей, солей для ванн, и даже удобрений, их можно не только купить, но и приготовить самому. Количество наркопотребителей не сокращается, а, возможно, даже увеличивается. Умирают одни, на их место приходят другие.
В чём дело? Почему прилагаемые усилия не дают желаемого результата? Может быть, недостаточно усилий? Может, не те точки приложения? Возможно, и то, и другое. Нельзя рассчитывать только на правоохранительные органы.
Первые пробы сигарет, алкоголя, психоактивных веществ у двух третей подростков связаны с любопытством, стремлением к эксперименту: «а что будет?», причисляются к атрибутам взрослости. Интерес подогревается старшими товарищами, утверждающими, что это круто.
Подросток думает:
…в жизни всё надо попробовать, а с одного раза ничего не будет…
…от этого вещества не бывает зависимости…
…я сильный, буду себя контролировать…
…другие же это употребляют, и всё хорошо…
…я смогу вовремя остановиться…
…а мне всё по фигу…
…а, гори оно всё огнём!
А может быть, он не думает вообще?
Просто сказать подростку, что этого делать нельзя — почти ничего не сказать, а может быть, даже усилить интерес. Необходимо дать информацию о том, что именно будет, если… Но дать её следует так, чтобы он поверил, приводя веские, неопровержимые факты и доказательства.
А будет вот что: сначала здорово и даже очень. Но в жизни за всё и всегда надо платить, особенно за удовольствия. И не только деньгами. В конце концов вместо удовольствия появляются проблемы. С законом. С деньгами. С учёбой. С семьёй. С друзьями. С мозгами. Со здоровьем. Жить становится так «хорошо», что и не хочется.
Люди часто делят наркотики на «лёгкие» и «тяжёлые». И это становится своего рода ловушкой: начинают с «лёгких», а потом «травка» открывает ворота героину.
Любые наркотики опасны сами по себе. Внутривенное употребление опиатов (героина и других) может привести, и не редко приводит, к смертельной передозировке. Но и другие наркотики могут быть очень опасны. Существование связи шизофрении и марихуановой зависимости доказано на молекулярном уровне. Но ещё более высок риск развития нарушений психики после приёма синтетических аналогов конопли — синтетических, «дизайнерских» курительных смесей («спайсов»).
Употребление курительных смесей может вызвать тяжёлое коматозное состояние, различный спектр негативных психических эффектов:
- неспособность сосредоточиться;
- нарушение восприятия;
- бесконтрольный смех;
- полная потеря контакта с окружающим миром;
- отсутствие способности ориентироваться в пространстве;
- потеря контроля собственной личности.
Со временем это может привести к тяжёлой инвалидности, навсегда изменить личность человека, превратив его не только в наркозависимого, но и в психически больного, довести до нелепой смерти или суицида.
Очень часто наркотики становятся причиной заражения ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами, инфекциями, передающимися половым путём. Происходит это не только при их внутривенном употреблении. Под воздействием наркотика человек перестаёт контролировать своё поведение и вступает в беспорядочные половые связи.
Кто должен донести эту информацию до наших детей?
И врачи, и учителя обязаны заниматься профилактикой. Это так, но без участия семейного окружения и, прежде всего, родителей, добиться желаемых результатов невозможно.
Большую часть знаний наши дети получают в детских садах, школах, ПУ, техникумах. Но самые главные жизненные и поведенческие уроки дети должны получать в семье — от мам и пап, бабушек и дедушек.
Но всё ли мы делаем для этого?
Не являются ли запреты, ругань и наказания единственно понятным языком общения в наших домах? И тогда улица для многих детей становится воспитателем и главным жизненным университетом.
Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление родителей, недостаток уверенности в собственных силах — всё это заставляет подростков объединяться в группы. В них они пытаются получить то, чего не могут иногда найти дома — доверие, понимание, поддержку.
Взаимоуважение, взаимопонимание и взаимодоверие — вот «три кита», на которых должны строиться отношения взрослых и детей. И тогда в семье о ребёнке знают всё, не следя за ним специально, отпускают подростка в компанию, не допрашивая о тех, кто с ним будет, замечают, что с ребёнком не всё в порядке, раньше, чем он пожалуется сам (если пожалуется).
В. РОССОВ,
врач отдела профилактики Брянского областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом