Трое учителей из Новозыбкова Брянской области вышли в финал престижного конкурса

17 октября 2020

Каким будет российское образование? По какому пути оно будет развиваться? Какими профессиональными качествами должен обладать учитель будущего? Ответы на эти вопросы давно волнуют педагогическое сообщество страны. Существует множество мнений. Одно из них: будущее за междисциплинарным образованием. Эта идея заложена в основу первого всероссийского конкурса профессиональных команд «Учитель будущего».

Конкурс, стартовавший в ноябре 2019 года, проводится в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого». Его поддерживает Министерство просвещения России. Он является одним из проектов президентской платформы «Россия — страна возможностей» и направлен на поддержку и продвижение учителей, которые умеют работать в команде и стремятся к совершенствованию своих знаний, умений и навыков. Участвуя в конкурсе, педагоги получают новые возможности — повышают квалификацию и укрепляют себя в профессии. Кроме того, проект помогает выявить лучшие современные педагогические практики и новаторские подходы в образовании.

Интерес к конкурсу оказался высоким. Об этом свидетельствует количество поданных заявок. На первом этапе их было более 39 тысяч. Принять участие мог любой учитель вне зависимости от возраста, стажа и предметной специализации. Для этого ему нужно объединиться с коллегами из своего учебного заведения, создав команду из трёх человек.
Конкурс состоит из дистанционного тестирования, полуфиналов и финала. Вначале участникам предстояло пройти онлайн-тестирование, состоящее из трёх частей: предметный или метапредметный тест, психолого-педагогический тест, а также тест по культуре речи. По итогам дистанционного этапа определены 423 команды, в состав которых вошли 1 269 учителей. Им предоставили доступ к электронным библиотекам и вебинарам.

Среди тех, кому удалось успешно преодолеть дистанционный этап конкурса, команда средней школы № 4 города Новозыбкова. Она единственная представляла Брянскую область в полуфинале. Для конкурсантов из Центрального федерального округа очный этап проходил в Москве с 25 по 27 сентября. На базе Российского университета дружбы народов встретились учителя из 12 регионов. В состав нашей команды вошли учитель английского языка и одновременно завуч по учебно-воспитательной работе Ольга Хомовская, учитель начальных классов Наталья Холина и математик Владимир Крадиженко.
Конкурсантам предстояло пройти испытания, так называемый педагогический триатлон: дебаты 2.0, методический конструктор и кейс-игру, в ходе которых они должны были найти решение уже существующих проблемных ситуаций и попытаться разработать новые уникальные технологии для образовательного процесса.
Судя по результатам полуфинала, учителям из новозыбковской школы это удалось. Команда успешно прошла все конкурсные испытания и сделала ещё один шаг на пути к победе. Она вошла в число 14 лучших в ЦФО и продолжит борьбу в финальной части проекта. Всего по итогам восьми полуфиналов определены 306 финалистов конкурса (102 команды) из 44 регионов страны.

О проекте и о том, как проходил полуфинал, нам рассказали его участники.

— Почему выбрали конкурс «Учитель будущего»? По какому принципу подбиралась команда?

— До сих пор все профессиональные конкурсы для педагогов были личностными. Мы решили принять участие в конкурсе, потому что нас заинтересовал
командный формат его проведения. Мотивировали новизна, оригинальность, масштабность, проба своих возможностей.
Выбор членов команды долго не обсуждался. В таком составе единомышленников на протяжении нескольких лет мы готовились к различным профессиональным конкурсам на городском и областном уровнях, участвовали в семинарах и педагогических советах, оказывали методическую поддержку своим коллегам. Владимир Крадиженко — лауреат областного конкурса «Учитель года — 2017», Наталья Холина — победитель муниципального конкурса «Учитель года — 2020».

— Какое испытание вам запомнились больше всего? Что показалось наиболее сложным? Легко ли нашли взаимодействие с другими командами?

— Каждый из трёх конкурсных дней был наполнен яркими событиями. С утра до вечера мы находились в РУДН. Организаторы постарались создать одновременно образовательную и дружескую атмосферу. Всё было подготовлено на высоком уровне. Мы постоянно были включены в увлекательную, иногда необычную для нас деятельность, обменивались опытом, искали новые решения проблем образования и практически не чувствовали состязательной борьбы.
Особенность конкурса — то, что все задания до его начала не были известны. Они разрабатывались методистами специально для этого проекта. Мы знали только их названия и владели краткой информацией. Кроме того, каждый день нас объединяли в группы с другими командами. Нужно было познакомиться с ними, найти общий язык и представить на суд жюри единую точку зрения на предложенную модераторами тему.

Получили большое удовольствие от сотрудничества с командами из Тамбовской области, Липецка и Москвы. Большинство участников оказались компетентными и интересными людьми. С коллегами из других городов легко удавалось договариваться, распределять обязанности и вовремя справляться с заданиями конкурса. Нужно было выделить главное и представить это главное в виде чертежей, схем, таблиц, выработав единый подход. Многое решал экспромт. На каждое задание отводилось определённое время, за соблюдением которого следили эксперты. Они же оценивали итоги работы в группах и навыки совместной деятельности в команде, критическое мышление, креативность, умение находить взаимопонимание. По итогам каждого дня проводился разбор всех действий, мы получали советы, на что обратить внимание в дальнейшем. Для нас это было полезно и важно.

Самым сложным было испытание «Методический конструктор». За ограниченное время мы должны были вместе с другой командой разработать модель межпредметного конструктора, подготовить её описание, определить функциональность, создать презентацию и представить её экспертам. Заранее подготовиться было невозможно, так как чёткие критерии для работы мы получали поэтапно в ходе выполнения заданий.

— Что уже дал вам конкурс? Собираетесь ли применять полученные знания в работе?

— Образовательная часть конкурса получилась очень насыщенной. Программа была полезной и интересной. В первый день мы приняли участие в дискуссии с чиновниками, представляющими российское образование. С нами пообщался заместитель министра просвещения Виктор Басюк. Во второй день для нас проводили мастер-классы представители РАНХиГС и российской образовательной платформы Яндекс.Учебник.

Мы, как финалисты конкурса «Учитель будущего», приглашены на очную программу постсопровождения, по итогам которой получим удостоверение о повышении квалификации. Очная программа пройдёт с ноября по февраль в Мастерской управления «Сенеж». Лекторы и практики педагогики расскажут о международных исследованиях в образовании, современных подходах в преподавании различных предметов. Часть курса будет касаться психологической составляющей образовательного процесса, а часть — развития управленческих навыков учителей.

— Как готовитесь к финальным испытаниям и как оцениваете шансы на победу?

— Когда объявили, что наша команда вышла в финал, мы, честно говоря, не поверили, потому что в конкурсе принимало участие много ярких и достойных педагогов. Полуфинал придал сил и дополнительный стимул для дальнейшего самосовершенствования и подготовки к финальной части конкурса. Известно, что одним из испытаний станет междисциплинарный урок на основе методического конструктора, который мы представили. Также предстоит опробовать воспитательное мероприятие и провести конференцию в новом для нас формате TED. Конкретные составляющие заданий организаторами пока не озвучены.

На вопрос «Каким, по вашему мнению, должен быть учитель будущего?» каждый из участников команды отвечает по-своему:

— Учитель будущего — это человек, умеющий и любящий учиться. Тот, кто не останавливается в своём развитии, а учится всю жизнь, следуя принципу «не двигаться вперёд — значит двигаться назад». Только такой человек сможет обучать интересно и качественно, будет увлекательно и доступно объяснять учебный материал. Для школьников он — проводник в мир предмета, даёт инструменты познания и учит ими пользоваться, — считает лидер команды Ольга Хомовская.

— На мой взгляд, перед учителем будущего стоит важная задача совместить то, что от нас потребуют вызовы времени, с тем, что накапливали лучшие умы человечества веками. Ведь еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», — уверена Наталья Холина.

По мнению Владимира Крадиженко, прежде всего учитель будущего должен не бояться сам шагать в это грядущее и уметь готовить к нему ребенка:

— Учитель будущего — это не учитель, каким он должен быть в неопределённом будущем. Мне кажется, что когда-нибудь в школе появится наряду с учителями русского языка, математики, химии, других предметов и учитель… будущего. По крайней мере, хочется в это верить.
Изначально финал конкурса должен был пройти в октябре. Но на недавнем заседании организационного комитета принято решение перенести его на I квартал 2021 года. Сделано это с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Местом проведения финала выбран Санкт-Петербург. Несомненно, в том, что конкурс перенесли, есть и свой плюс. Времени на подготовку будет больше. Можно ещё раз обратить внимание на свои недочёты и более детально разобрать ошибки.

Победители полуфинала в Центральном федеральном округе получили подарки от партнёра конкурса — издательства «Русское слово». Каждому учителю вручили сертификат на бесплатное обучение (курсы повышения квалификации) по программе, которую он выберет сам, и бесплатную лицензию на использование любого учебника в электронной форме.

Участники полуфиналов конкурса «Учитель будущего» станут слушателями образовательной онлайн-программы Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия — страна возможностей» по теме «Проектирование адаптивной образовательной среды». Те, кто прошёл в финал, примут участие в совершенствовании профессионального мастерства под руководством известных популяризаторов науки, руководителей и методистов ведущих образовательных учреждений России. Кроме того, по итогам конкурса из числа полуфиналистов и финалистов будет сформировано профессиональное сообщество учителей будущего.

Не за горами и вторая волна конкурса. Поэтому педагоги из новозыбковской школы № 4 уже сейчас советуют учителям, у которых есть единомышленники и желание попробовать свои силы в новых обстоятельствах, кто хочет расти профессионально, принять в нём участие. Ведь это — уникальная возможность проявить себя. И неважно, где ты учишь детей — в городской гимназии или маленькой сельской школе. Главное — не бояться нового, смело идти вперёд и уверенно смотреть в будущее.

Василий ПОТУПОВ/»Брянская йчительская газета»
Фото: группа «Учитель будущего» «ВКонтакте»

Еще по теме:

22 октября 2020, 12:37
Занимательная математика
Октябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031  
Картина дня
22 октября 2020, 17:56

В Брянске задержан наркоторговец

В октябре 2020 года в результате проведенных оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками УФСБ, во взаимодействии с УМВД России по Брянской области (далее…)

22 октября 2020, 17:22

Брянским медикам ввели второй компонент вакцины от коронавируса

Брянским медикам вводят второй компонент препарата «Спутник V» от COVD-19. Российская вакцина против коронавируса «Спутник V» в отличие от зарубежных аналогов (далее…)

22 октября 2020, 16:31

Во дворе БМЗ установили информационный электронный экран собственного производства

У одного из производственных корпусов Брянского машиностроительного завода установлен электронный информационный экран (далее…)

22 октября 2020, 15:22

Дороги возле брянских школ стали безопаснее

В Брянской области привели в порядок пешеходные переходы вблизи школ и детских садов. Теперь здесь установлены необходимые дорожные знаки и ограждения. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации