В Брянске состоялся межрегиональный обучающий семинар
По инициативе уполномоченного по правам ребенка в Брянской области на базе Брянского института повышения квалификации работников образования состоялся межрегиональный обучающий семинар по теме «Восстановительные практики в службах примирения. Буллинг. Решение школьных конфликтов».
В семинаре поучаствовали кураторы школьных служб примирения, педагоги-психологи, социальные педагоги, представители субъектов системы профилактики – комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних Брянской области, а также педагогические работники города-побратима Брянки Луганской Народной Республики.
Цель семинара: развитие профессиональных компетенций педагогов в области создания и функционирования школьных служб примирения на основе восстановительного подхода; анализ психологических аспектов проблемы отверженности.
Спикером семинара выступил член экспертного совета служб примирения и медиации при Министерстве Просвещения РФ, аналитик Центра защиты прав и интересов детей, руководитель городской службы примирения г. Москвы Антон Юрьевич Коновалов.
С приветственным словом к участникам семинара обратились: уполномоченный по правам ребенка в Брянской области Инна Николаевна Мухина, главный консультант Департамента образования и науки Брянской области Ольга Васильевна Залепеева, Советник службы заместителя губернатора Брянской области Алла Петровна Любомудрова, к.п.н., доцент, ректор ГАУ ДПО «БИПКРО» Полина Валерьевна Матюхина.
— На семинаре ведущие специалисты образовательных организаций уделили особое внимание передовым методам оказания помощи детям, имеющим трудности в поведении и общении, проблемам детско-родительских отношений, урегулированию и разрешению конфликтов, профилактике буллинга (травли) несовершеннолетних. Семинар позволил педагогическим работникам обогатить свои знания по решению школьных конфликтов, недопустимости формирования в детском коллективе изгоев, травли детей. Школа — второй дом, здесь ребенок должен чувствовать себя уверенным и спокойным, ни в коем случае не попадая в ситуацию отвергнутого большинством, — отметила Инна Мухина.
Антон Коновалов прокомментировал основные вызовы современной педагогики (ослабление связей между людьми, неэкспертная позиция педагога, сложности взаимодействия школы с современными родителями, наличие в образовательных организациях обучающихся с ОВЗ) и сделал вывод о необходимости укреплять связность любых учеников, их родителей и педагогов из неэкспертной позиции.
Слушатели семинара получили возможность обратиться к историческим корням восстановительного подхода, его ценностям, лектор провел дифференциацию медиации и служб примирения в образовательных организациях, конфликтной ситуации и буллинга. Были озвучены подходы к работе с буллингом в классе, познакомились с некоторыми технологиями службы примирения, особо полезной из которых была технология «Профилактические круги».
В ходе семинара было уделено внимание специфике школьных конфликтов (причины, структура, динамика) и психологической работе с детьми-изгоями, изучены медиативные технологии в работе с конфликтами, а также предложен восстановительный подход как способ решения школьных конфликтов (ценности восстановительного подхода; модель и принципы медиации; обучение практике медиации, описание восстановительных программ). Слушатели получили информацию об опыте работы служб примирения в Москве, теоретический материал о восстановительном подходе, разрешении конфликтов, буллинге, подкрепленный и проиллюстрированный профессиональными кейсами из деятельности городской службы примирения г. Москва.
В завершение семинара участники поделились своими размышлениями о дальнейших действиях, среди которых были: сообщение на педсовете, проведение обучающих семинаров, практические занятия «Профилактический круг», содействие в развитии служб примирения в образовательных организациях.
«Автор семинара А.Ю. Коновалов доступно разъяснил суть службы примирения в образовательной организации, в ходе деятельности которой создаются условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения конфликтов и непосредственно самим решать свою ситуацию без манипуляций, изгнания, агрессии, психологического давления. Подробно Антон Юрьевич остановился на заглаживании вреда, причиненного «жертве» конфликта, принятии ответственности за решение, восстановлении отношений, участии в решении конфликта всех заинтересованных лиц». (Из отзыва соц. педагога Глинищевской средней школы Брянского района О.В. Чулиной, соц. педагога гимназии № 1 Брянского района О.В. Костечко).
«А.Ю. Коновалов подробно обратился к теме буллига (травли). Слушатели узнали, по каким признакам определить травлю, что делать в ситуации возникновения травли в классе, а самое главное как организовать профилактику возникновения травли среди участников образовательных отношений. Основной акцент был сделан на вовлечение в профилактические мероприятия кроме обучающихся ещё педагогов и родителей школьников» (из отзыва социального педагога Погарской средней школы № 2 С.В. Двоеконко).
Уполномоченным по правам ребенка и Брянским институтом повышения квалификации работников образования будет продолжена работа по профилактике школьных конфликтов.
Источник: пресс-служба уполномоченного по правам ребенка в Брянской области; старший преподаватель кафедры психологии и специального образования ГАУ ДПО «БИПКРО» Н.В. Кудрявцева
Фото: Виктор Мекто / «Брянская учительская газета»