официальный сайт Брянской Учительской газеты

Учительства особый дар

12 марта 2018

Учитель русского языка и литературы школы №  33 Брянска имени М.А. Титовой Елена Николаевна Шашкина — педагог с большим опытом, огромным объемом знаний и творческим отношением к обучению школьников. Именно про таких наставников говорят, что они всего себя отдают любимому делу, работают «с огоньком»…

В детстве, когда все девочки играли в дочки-матери, Елена играла в школу, воображая себя учительницей. Ну, а все хорошее в человеке, как известно, родом из детства.

Елена Шашкина родилась в Карачеве. В семье никогда не было педагогов. Когда она пришла учиться на литфак БГУ, поняла, что сделала правильный выбор. Помимо библиотечных, много книг покупала сама и запоем читала их. Обожала искусство, постоянно приобретала репродукции картин различных художников, слушала музыку, посещала музеи, рисовала и любила театр. Увлечение прекрасным Елена Николаевна передала своим детям. Ее дочь Дарья Белодед окончила ГИТИС, работает в театре в Москве. А ведь ее путь начинался с детских кукольных и пальчиковых театров, руководителем и вдохновителем которых всегда была мама. Сын Ярослав сегодня учится в БГУ и занимается тяжелой атлетикой. Но больше всего молодой человек любит читать и посещать театр.

В школе №  33 Елена Шашкина работает 17-й год. Кстати, 12 ее учеников поступили в педагогические вузы Брянска и Орла, пошли по стопам любимого учителя. Уроки Елены Николаевны всегда познавательны и интересны, они учат детей мыслить правильно, говорить, сопереживать. Она творчески подходит к их подготовке, всякий раз задавая накануне себе вопрос: «Что я сегодня дам ученикам, с чем они уйдут, что в их головы заложится?».

Елена Николаевна имеет большой опыт работы как в специальных коррекционных, так и в профильных классах с углубленным изучением предмета. Педагог строит свои уроки с опорой на текст, что позволяет соединить процесс формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. На занятиях использует ролевые, деловые и интеллектуальные игры, проекты урочные и социальные с проведением анкетирования, интервью, дискуссий, бесед, опорные схемы, проблемные вопросы. Большинство уроков проводит с использованием компьютерных технологий.

— Учитель — это не просто «урокодатель», — говорит Елена Николаевна. — Это еще и воспитатель, творец, актер, режиссер написанного им же самим сценария. Я очень люблю театр, учу детей видеть прекрасное, сопереживать героям. Глубоко убеждена, что цель искусства — заставить людей быть внимательнее друг к другу, смягчать сердца, облагораживать нравы. Литература — это тоже один из видов искусства. Именно поэтому моей педагогической находкой и стала театральная педагогика. Уже 13 лет являюсь руководителем литературной гостиной «Зеленая лампа». Наш коллектив — победитель различных смотров и конкурсов районного, областного и муниципального уровней. А ученица 10-го класса Татьяна Васильева два года подряд является лауреатом Национальной литературной премии «Поэт года. 2015 — 2016 гг.». И в этом, несомненно, большая заслуга педагога.

Елена Шашкина — учитель высшей категории. На своих уроках она уделяет большое внимание работе над монологической речью учащихся. В итоге ее ученики на ЕГЭ имеют результаты выше среднего по региону. Среди учеников Елены Николаевны — победители и призеры предметных олимпиад и конкурсов чтецов, региональной олимпиады учащейся молодежи, дипломанты конкурса ученических проектов по русскому языку. Профессиональная деятельность учителя отмечена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Елена Николаевна награждена значком «Отличник народного просвещения РФ». Елена Шашкина — победитель конкурса лучших педагогических работников образовательных учреждений РФ в рамках НПП «Образование. Лучшие учителя России». С 2005 года она - помощник руководителя пункта проведения экзаменов в период ЕГЭ и т. д.

Но среди всех достижений педагога главным, пожалуй, является любовь к детям и своему предмету. Каждый урок, как считает педагог, должен быть красив. Его красота проявляется в подборе материала, в подходе к нему, в тех точных, понятных, образных словах, с которыми он идет к детям, в том, чем он обогащает их внутренний мир.

Елена Шашкина — постоянный участник педагогических марафонов, летних школ МГУ. Каждые каникулы педагог с учениками выезжают в театры Москвы или отправляются по литературным местам. Внеурочное неограниченное общение с детьми и родителями дает свои результаты. В письмах выпускников она читает о том, что у нее есть «все, что присуще настоящему педагогу: талант, душевная теплота, внешняя красота, ум, чуткость, терпение и неиссякаемая энергия». В декабре в день рождения целый день не прекращаются поздравления. Выпускники и нынешние ученики несут Елене Николаевне цветы и дарят самые теплые слова. А это и есть признание ее мастерства и педагогического таланта, особой любви к детям и глубокой человечности. Дети умеют чувствовать искренность и ценить проявленные к ним участие и заботу.

По словам Елены Шашкиной, профессия учителя привлекает ее прежде всего тем, что педагог всегда современен и всегда ему есть чему поучиться у детей. Привлекает и плодами своего мастерства, которые получаешь от учеников через несколько лет обучения или по выпуску из школы. Все ученики педагога стали хорошими людьми. Нет ни одного, кто бы пошел по торной дорожке. Если педагог идет на работу, как на праздник, значит он точно попал в профессию. Эти слова можно смело отнести к Елене Николаевне. Дети встречают ее с улыбкой, хотят порадовать домашней работой. Она именно тот учитель, который пропускает каждого ученика через свое сердце, находит к нему подход, понимает способности. Ведь случается и такое, что ученик может у доски не отвечать, а письменно совершать «открытия». Но учитель считает важным формировать у учащихся умение выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной речи.

Сегодня Елена Николаевна преподает в 7-х, 10-х и 11-х классах. Семиклассникам пока трудно формулировать свои мысли. Чтобы ликвидировать пробелы на уроках литературы, ребята читают тексты вслух, воспроизводят и анализируют их. Детям нравятся «лестничные чтения», когда в фойе школы на лестнице работает площадка, на которой дети читают стихи. Под руководством учителя проводятся полюбившиеся ученикам пушкинские и тютчевские дни. На последнем, седьмом, уроке литературы дети пьют чай. Всех объединяет творческая обстановка, последний урок поднимает настроение.

Сегодня для творческого педагога открыты все пути, руководством школы приветствуются нововведения. Все хорошо, кроме бумажной волокиты и больших отчетов о проделанной работе, забирающих время, которое учитель мог бы потратить на учеников. Но Елена Шашкина всегда находит время на творчество, она не просто учит детей, она помогает им открывать самих себя.

Ольга Приваленко

Фото Игоря Такунова

Еще по теме:

Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Картина дня
18 сентября 2018, 20:34

Брянцы хорошо проявили себя на Международном фестивале «Казачья станица Москва»

VIII Международный фестиваль под названием «Казачья станица Москва», организованный департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы совместно (далее…)

18 сентября 2018, 20:14

Брянский губернатор поучаствовал в церемонии вступления в должность мэра столицы Сергея Собянина

Губернатор Брянщины Александр Богомаз стал почетным гостем торжественной церемонии вступления в должность мэра Москвы Сергея Собянина, состоявшейся сегодня в столице. Сергей Собянин победил (далее…)

18 сентября 2018, 16:47

Брянцы в восторге от праздничных мероприятий 17 сентября

Своими впечатлениями о прошедшем празднике, посвящённом 75-й годовщине освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, делятся жители области, в том числе и работники образования. (далее…)

18 сентября 2018, 14:39

Жители Брянска поблагодарили водителей автобусов и троллейбусов за их работу в День города

Брянцы активно благодарят в соцсетях водителей общественного транспорта, работавшего в День города, 17 сентября, до самой ночи. После концерта на Кургане Бессмертия по домам жителей областного центра (далее…)