Вместе в будущее

12 марта 2018

Педколлектив средней школы № 3 г. Сельцо процентов на 80 составляют женщины, достойно выполняющие высокую учительскую миссию. Об этом уместно сказать не только по случаю Международного женского дня, но и в связи с большими датами в жизни школы № 3.

Немного истории

Ровно 100 лет назад, в 1918 году, на улице Ленина тогда ещё посёлка Сельцо было построено первое специальное школьное здание — для занятий в начальной школе. А к началу 1938 — 1939 учебного года, то есть 80 лет назад, здесь же, на окраине посёлка, возникло здание уже средней школы № 3. «Она стояла в сосновом лесу, блестя на солнце большими окнами, — вспоминают старожилы. — Ребятам не верилось, что они сядут за парты в этом светлом дворце». Но война разрушила мирные планы. А накануне освобождения, 16 сентября 1943 года, посёлок был сожжён оккупантами. Вместе с ним сгорела школа. Она восстала из пепла в 1944 году, сохранив лучшие традиции, которые достойно продолжает нынешняя педагогическая смена.

Кредо руководителя

Директор школы — заслуженный учитель РФ Нина Филипповна Кузнецова родилась в 1947 году в простой крестьянской семье. Отец — участник финской войны — со временем возглавил колхоз у себя на родине — в Погарском районе. Дочь Нина уже в детстве «давала уроки» в воображаемом классе, стоя перед зеркалом. Любовь к педагогике привела в Трубчевское педагогическое училище. И с той поры, как муж привёз её в Сельцо, она стала преподавать математику в школе № 3, с этим городом и школой уже не расставалась, хотя появлялись разные варианты: поменять школу, устроиться в органы управления образованием…

«Не могла изменить своей школе», — признаётся Нина Филипповна. Большой ответственностью за судьбы педагогов, учащихся было продиктовано решение Н. Ф. Кузнецовой согласиться с предложением возглавить школу в приснопамятные лихие 90-е годы. Разруха не миновала ее. Ни забора, ни удобств, ни актового зала… Мизерные зарплаты учителей. Муж отговаривал от руководства: «Положишь ты на этом своё здоровье…» «Но кто, если не я?» — думалось ей. Помогали поднимать школу родные, педагоги, родители, учащиеся.

И нынче её просто не узнать. Характеризуя школьную среду как комфортную, необходимо вложить в это понятие и такие качества, как тепло человеческих отношений, заботливое отношение педагогов к детям и друг к другу. «Люблю детей, школу, коллег», — говорит Нина Филипповна, и из этого складывается основа её педагогического кредо. А его разделяют все учителя школы.

«Всё, что нужно, чтобы интересно, разумно, познавательно проводить разные мероприятия, — здесь всё устроено», — отзывается о помещении, где обычно проходят школьные линейки, общие праздники, директор школы. Здесь сто мест, стулья приобрела для школы выпускница Наталья Сергеевна Фокина-Кулешова. Кроме того, она оснастила актовый зал, который возник после реконструкции двух классных комнат, необходимой техникой, музыкальным инструментом, сделанным в Японии. Так велика благодарность бывшей ученицы своим пенатам, учителям. Благодаря Н. С. Фокиной-Кулешовой и её мужу реконструирована столовая. Она приобрела современный вид. Как и школьный стадион, изменившийся с помощью выпускницы.

Астрономия нужна

Благотворные перемены в школе отражаются и на учебном процессе, который осуществляется с учётом новых веяний, требований.

— Современные реалии, — говорит заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики и информатики Оксана Владимировна Шидловская, — требуют в области естественных наук, в частности, физики, химии, математики особого приложения сил и внимания, потому что потребность общества в инженерных специалистах с каждым годом увеличивается. Что касается астрономии, такого предмета пока в школе нет. Но если в ученике заметен интерес к астрономии, то его, безусловно, нужно поддерживать и направлять. Материал, который осваивает ученик, очень сложный. Он даже за рамками школьного учебника астрономии. И залог успеха при изучении — это систематичность занятий, своевременность разъяснения возникающих вопросов. Хочу сказать, что всё это удастся… Хотя я не преподаватель астрономии, а учитель физики и информатики.

Но педагог «переквалифицировалась» в «астронома», как и все другие городские учителя физики, пройдя в этом году курсы переподготовки. Впрочем, для Оксаны Владимировны астрономия не в новинку, она изучала курс астрономии, обучаясь в Чимкентском университете Казахстана (на Брянщине живёт уже 15 лет). Причём этот предмет её очень интересовал. И учителю понятна такая же заинтересованность одиннадцатиклассников в изучении астрономии, когда в соответствии с программой наступало время модуля астрофизики. Ребятам хотелось узнать, что там, за порогом Солнечной системы, как устроены звёзды, где границы галактики.

Педагоги всецело за введение астрономии в учебную программу, потому что уверены: чтобы считаться космической державой, стране необходимо обеспечить подрастающему поколению доступ к астрономическим знаниям. У школьников возникнет гордость за космические достижения страны.

Обучая, воспитывать

В школе № 3 ведётся заметная профориентационная работа, связанная с популяризацией прежде всего технических, инженерных профессий, востребованных ныне. Несколько старшеклассников занимаются в Центре технического образования в БГТУ. Это способствует изучению точных наук на более высоком уровне, успешной сдаче экзаменов и, самое главное, успешному освоению технических профессий в будущем.

Число выпускников, выбирающих экзамены по предметам, необходимым для обучения по инженерно-техническим специальностям, с каждым годом увеличивается. В прошлом году из 14 выпускников девять сдавали физику и поступили либо в технические вузы, либо в военные училища. Ныне из 10 выпускников пятеро будут сдавать физику. И в 9-м классе выбирают физику, информатику. Свою увлечённость этими предметами передают школьникам учителя.

Оксана Владимировна Шидловская, осуществляя воспитательный процесс, увязывает его с учебным. Ведь гражданско-патриотическое направление, которое развивается в школе, трудно представить в отрыве от учебного. Хотя бы потому, что та же ориентация детей на изучение в будущем технических профессий, нужных в стране, отвечает требованиям патриотического воспитания, как и физкультурно-оздоровительная работа, также заметная в школе.

В ежегодном городском конкурсе на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы (он проводится уже пять лет) школа № 3 становится призёром или победителем. По итогам прошлого учебного года в этом конкурсе школа получила первое место.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями позволяют школе успешно выступать и в городском конкурсе на лучшую постановку работы с семьями. В учебном заведении проводятся мероприятия, где родители выступают не только участниками, но и организаторами. В муниципальном конкурсе прошлого года «Город детей, город семей» школа № 3 была признана победителем. Родители проводят с учениками мастер-классы по изготовлению поделок, учителя проводят акцию «Классный час с родителями», где папы и мамы отнюдь не пассивные участники. Полезной и интересной оказалась акция «Секреты семейных реликвий». Дети приносили в школу семейные фотографии, предметы домашнего быта, причём старинные, которыми пользовались бабушки и прабабушки. Для чего предназначены эти предметы, как они появились в семье — на эти вопросы отвечали сами ребята, готовя специальную «справочную литературу». И предметы, и необходимые справки составили экспозицию, которую с удовольствием посмотрели и дети, и взрослые.

С участием родителей организуется «солдатский привал» в честь дня Великой Победы на территории близлежащего парка Памяти. Там звучат песни военных лет, стихи…

В Год экологии учителя принимали участие во всероссийских онлайн-экоуроках. Вместе с детьми проводили акции по очистке водоёмов, прибрежных мест у реки Десны, у озёрец, которые недалеко от школы. А к очистке лесного массива привлекались и родители, которых пригласили дети-старшеклассники. Сотрудничеством с заповедником «Брянский лес» (фотоработы его сотрудников даже выставлялись в школе), конкурсом рисунков и другими мероприятиями отмечен Год экологии.

По велению души

Проходящий Год добровольца (волонтёра) не стал «неожиданным» для школы № 3. В городе Сельцо вообще развито волонтёрское движение, по словам заместителя директора по воспитательной работе.

— Наши ученики наряду с учениками других школ принимают самое активное участие в добрых делах, — говорит она. — Посещают Дом ветеранов, социальный приют, организуют акции в школе. Добровольчество как таковое проявляется в организации игровой деятельности в начальной школе, в посещениях на дому ветеранов Великой Отечественной войны (записываем их воспоминания). В планах — продолжение экологических акций на добровольческой основе, которые имеют постоянный характер. Ведь к школе подступают лесные массивы, требующие к себе внимания. Поэтому абсолютно новым явлением волонтёрство в школе не воспринимается.

Участие старшеклассников во Всероссийском движении школьников — добровольческий акт. Они полностью взяли на себя организацию новогодних утренников в начальной школе и даже среди дошкольников, обучающихся в школе будущего первоклассника. Дети сами разрабатывают сценарии, готовят костюмы… Это происходит и по окончании школы будущих первоклассников. Эти традиции присущи школе № 3, и она от них не откажется. На школьном дворе проводится Масленица, когда сжигается чучело зимы и все угощаются блинами, в том числе и жители микрорайона, где расположена школа.

Уход за школьным кортом — тоже добровольческое дело. Почистить, залить корт — этим занимаются старшеклассники и родители. Объектом заботы школьных волонтёров является парк Памяти, который называют музеем под открытым небом, с памятниками, обелисками в честь павших защитников Родины. На героических примерах воспитываются учащиеся. И в этом залог успешного гражданско-патриотического воспитания ребят, которое подтверждается их участием и в экологическом, и волонтёрском движениях, а теперь уже и во всероссийском движении школьников.

Доброе слово — о пенатах

Школа № 3 привлекательна для молодых учителей. Галина Олеговна Талалаева, одна из них, работает первый год учителем математики и оканчивает последний курс магистратуры в БГУ.

— Сложно, но я успеваю, — говорит она. — Мне математика нравилась с детства, поэтому училась целенаправленно. Сама из Брасова. Пришла сюда по объявлению. И хотя учусь в вузе очно, меня всё равно взяли. Это большое доверие. Для меня составили специальный график, утром даю математику в школе, во второй половине дня занимаюсь в университете. Живу в Бежице. Здесь планирую работать, пока не изменятся обстоятельства.

Встретили молодого специалиста, по её словам, очень хорошо.

— Коллектив здесь замечательный, завучи во всём помогают. Учитель математики Валентина Ивановна Шоя очень поддерживает. Она нам и методичек немало передала, и уверяет, что во всём поможет и в будущем. Все учителя идут навстречу, ведь поначалу не всё получается. Директор посещает уроки и даёт советы, как улучшить учебный процесс. Преподаю в 6 - 8-х классах уже полгода. Втянулась, всё хорошо…

О своём отношении к школе, учёбе, педагогам свидетельствуют сами будущие выпускники.

Илья Воронцов: «Мой брат Кирилл окончил школу в прошлом год с хорошими оценками. Поступил на бюджетное место в БГТУ по специальности „теплоэнергетика, теплотехника“. И я, скорее всего, пойду по стопам брата. Буду поступать в технический вуз. Школа даёт мне необходимые знания».

Алина Мануева: «Учусь хорошо. Особенно люблю русский язык и литературу. Думаю, буду поступать после окончания школы в гуманитарный вуз. В какой, пока не определилась. Мой любимый учитель - Елена Васильевна Семякина — учитель истории и обществознания».

Алексей Щемелинин: «По всем предметам учусь на „отлично“. Особенно привлекают история и обществознание. Хочу поступить после школы в РАНХиГС».

Артём Карташов: «Меня больше всего интересуют предметы технического цикла, увлекает астрономия, хотя я отличник по всем предметам. С будущим пока не определился, но склоняюсь к тому, что буду поступать в Брянский государственный технический университет».

С 2016 года Артём участвует в олимпиадах по астрономии. В городской олимпиаде стал призёром, в областной - победителем. Одарённого ученика направляет Оксана Владимировна Шидловская.

Девятиклассница Олеся Королёва считает, что учителя способствуют выбору будущей профессии, проводя профориентационную работу. «Мне, к примеру, было просто определиться с будущей специальностью благодаря педагогам. Хочется равняться на них, чтобы достигать каких-то вершин. Нравится изучать иностранные языки, а также математику, информатику, потому что обладаю, как мне кажется, аналитическим складом ума. Но хочу отметить, что и гуманитарных предметов не чужда, так как у нас хорошие учителя русского языка и литературы. Из педагогов хочется выделить директора школы Нину Филипповну Кузнецову, Ларису Васильевну Кузнецову, которая интересно проводит уроки английского языка, и других. Вообще, у нас учителя хорошие. С марта прошлого года участвую, как и все, во Всероссийском движении школьников. Благодаря активному участию к концу 2017 года мы вышли на областной уровень. Наш ученик 9-го класса Алексей Ярышко принят в областной совет движения школьников и будет отвечать за медийное направление в работе совета. Мы ездим на областные слёты движения в лагере „Берёзка“. Это развивает нашу самостоятельность. К примеру, недавно мы провели для учеников начальной школы игру „Зарница“. Организаторы — ученики 9-го класса.

Свою будущую профессию связываю с английским языком. А пока тренирую себя в городских предметных олимпиадах, и не только по иностранному языку. Участвовала почти во всех, кроме олимпиад по физической культуре, ОБЖ и информатике. В этом году победителем не стала, но заняла призовые места по английскому языку, географии, биологии и физике».

Олеся Королёва из рабочей семьи. Папа — мастер на химическом заводе, мама — рабочая. Дочь всемерно поддерживают во всех начинаниях. Мнением о школе поделилась представитель старшего поколения — бабушка ученика Любовь Владимировна Проскурнина.

— В этой школе учились мои дочери Анна, Оксана и сын Владимир. Оксана после школы окончила финансово-экономический институт с красным дипломом благодаря хорошей школьной подготовке и учителям. Сын также получил красный диплом после окончания Брянского госуниверситета. Сейчас работает на Сахалине. В общем, все, как говорится, вышли в люди. И сейчас здесь учится мой внук — второклассник Кирилл Горбачёв, сын Анны.

Этой школе очень благодарна. Приходишь сюда и чувствуешь особую умиротворённую атмосферу. Её создаёт весь коллектив учителей, два заместителя директора — Татьяна Ивановна Козичева и Оксана Владимировна Шидловская во главе с директором Ниной Филипповной. Технический персонал замечательный. В школу придёшь, и она «не отпускает». Климат душевный. Для учеников здесь вторая домашняя обстановка.

Что я даю школе? В прошлом году возглавляла родительский комитет. Участвую в разных конкурсах. Читаю стихи в школе и в Доме культуры. По профессии я повар, сейчас на заслуженном отдыхе. Но по-прежнему состою в родительском комитете школы. Вместе с ребятами организуем игру «Зарница», другие конкурсы. Для ребят в школе работают кружки…

Мария Николаевна Воснятина — мама пятерых детей, награждённая областным почетным знаком «Материнская слава»: «Двое старших учились в этой школе, — рассказывает она. — Здесь созданы все условия для развития и обучения учащихся. На художественном, музыкальном отделениях в рамках дополнительного образования занимаются и мои дети. Преподаватели, завучи, директор замечательные. Моя третья девочка учится у хорошего классного руководителя Валентины Васильевны Новиковой, младшая - у Галины Петровны Кайтуровой. Представляете, мне не надо будить утром детей, чтобы успели в школу ко звонку. Они сами встают, причём довольно рано, около шести утра. В школу идут с удовольствием. Там всегда интересно. Там есть возможность увидеть мастер-классы, поучаствовать в волонтёрской работе. К примеру, в начале года проходила акция по изготовлению птичьих кормушек. Детям в доступной форме объясняли, почему они нужны, как заботиться о лесных жителях… Ведь наш микрорайон почти лесной.

Мой самый младший ребёнок — сын Елисей пойдёт в этом году в 1-й класс. Сейчас дочь Алиса в 1-м классе, Софья — в 4-м. Старшие дети Татьяна и Илья закончили школу несколько лет назад. Таня освоила специальность «портной-универсал», чему дала толчок именно школа, поскольку она обеспечивала учёбу 10 — 11-классников в межшкольном комбинате. И Татьяна тогда решила стать портной. Илье 23 года, он — строитель.

Помогаю школе, провожу мастер-классы по изготовлению различных поделок. Дети очень отзывчивы, им всё интересно. Учителя этот интерес поощряют.

«Вместе в будущее!» — таков девиз школьного клуба «Семейный очаг». И он вполне подходит для определения сегодняшнего настроения педагогов, учащихся, родителей, которые с оптимизмом смотрят в будущее.

«Брянская учительская газета» поздравляет всех женщин — работников школы № 3 с праздником! Счастья и успехов!

Владимир Силаев

Фото Игоря Такунова

Еще по теме:

16 апреля 2024, 14:15
Дело настоящих мужчин
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
16 апреля 2024, 18:06

Губернатор Александр Богомаз осмотрел ход строительства социально важных объектов в Брянске и Фокино

Брянский губернатор Александр Богомаз сегодня, 16 апреля посетил строительство шести социально значимых объектов. Одним из них стал ледовый дворец «Пересвет» в Бежицком районе Брянска. (далее…)

16 апреля 2024, 17:46

В Брянском Дворце единоборств состоятся крупные соревнования по рукопашному бою

В Брянске во Дворце единоборств имени Артёма Осипенко с 19 по 21 апреля состоится Кубок России и Международный Кубок дружественных стран по рукопашному бою. (далее…)

16 апреля 2024, 14:34

Губернатор Брянщины Александр Богомаз встретился с волонтёрами Всемирного фестиваля молодёжи

Сегодня, 16 апреля, губернатор Брянской области Александр Богомаз пообщался с волонтёрами Всемирного фестиваля молодёжи. Участники встречи поделились с губернатором (далее…)

16 апреля 2024, 14:15

Дело настоящих мужчин

Преподаватель истории Брянского техникума питания и торговли Ирина Александровна Кочергина (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить