Педагог из брянской глубинки — о профессии, детях и неожиданных вопросах
Отвечать на самые неожиданные вопросы на уроках и заражать любовью к своим предметам, обобщать опыт работы на семинарах, совещаниях, стажировочных площадках, выступать на педагогических советах и чувствовать отклик коллектива… Чтобы достигнуть такого уровня профессионального мастерства, нужно как минимум говорить на одном языке и с воспитанниками, и с коллегами. Практически в совершенстве этим искусством владеет заместитель директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 1 Почепа, учитель русского языка и литературы высшей категории, а также постоянный автор «Брянской учительской газеты» Владимир Кривошеев (на снимке), начавший свой трудовой путь 18-летним юношей.
Неожиданный старт
Покидая в 1997 году родные стены почепской средней школы имени М. И. Калинина после 9 классов, вчерашний школьник и не думал о карьере учителя. «Все оказалось совершенно случайно. Я ехал поступать в другое учебное заведение — в сельхозтехникум. Но в последний момент все-таки решил рискнуть и отнес документы в Новозыбковское педучилище, хотя меня долго отговаривали», — вспоминает Владимир Михайлович.
И тем не менее это решение было не таким уж нелогичным и непредсказуемым: большое влияние на профессиональный выбор молодого человека оказали его педагоги — преподаватель начальных классов Татьяна Анатольевна Торопына и учитель русского языка и литературы Евгения Иосифовна Марочкина.
«Мне довелось даже поработать с Евгенией Иосифовной, чему я очень рад. Когда 18-летним я пришел в свою же школу, она в возрасте 78 лет еще преподавала. Весь первый год мы работали вместе. Евгения Иосифовна приходила ко мне на уроки, смотрела, как я их строю и провожу, давала мудрые советы. Когда она ушла на заслуженный отдых, передала мне свои классы. Я их вел до выпускного», — рассказывает Владимир Кривошеев, которому на тот момент приходилось быть наставником для ребят всего на три года младше себя. От того времени остались дружеские отношения с выпускниками, сохранились самые теплые воспоминания и даже пожелтевшие от времени страницы последнего сочинения ребят на тему «Кем я вижу себя через 20 лет». Да-да, Владимир Михайлович их до сих пор бережно хранит и гордится, что мечты его первых учеников, изложенные на тетрадных листах, воплотились в жизнь: сегодня они высококлассные специалисты - врачи, педагоги, юристы, военнослужащие, а самое главное — люди с большой буквы. Добрые и отзывчивые!
Когда работа — жизнь
С тех пор прошло уже 14 лет. Владимир Кривошеев успел прибавить к среднему специальному высшее педагогическое образование: окончить филфак БГУ имени И. Г. Петровского, пройти профессиональную переподготовку по направлению «Менеджмент в образовании», поработать в райадминистрации, вновь вернуться в родную школу, пережить ее оптимизацию и, наконец, влиться в большой коллектив самого крупного общеобразовательного учреждения района — школы № 1. Сегодня Владимир Михайлович занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, решая огромный спектр задач, касающихся планирования, организации, контроля и анализа деятельности педагогического коллектива, выработки стратегии обучения одаренных ребят и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также многие другие.
«Заместитель директора — это рабочий день с половины восьмого утра и нередко - до половины восьмого вечера, это фактически отсутствие выходных и отпуска, если я не уезжаю куда-нибудь хотя бы на неделю, — рассказывает Владимир Кривошеев о своем графике. — Возвращаясь домой, осмысливаю еще какие-то моменты, что-то просматриваю, прочитываю, чтобы узнать, как в школах не только нашего, но и других регионов организована та или иная работа, как ее планируют и осуществляют, какие у коллег в итоге получаются результаты. Мы же не в изолированном пространстве находимся, поэтому лучшее стараемся брать на вооружение».
Еще одна немаловажная составляющая работы заместителя директора, по мнению Владимира Михайловича, — это позитивное общение, построение диалога с коллегами. «Учительский корпус в нашей школе высококлассный и очень работоспособный. Я считаю, что отношения у нас сложились хорошие, судя по общению. Конечно, в коллективе бывает всякое… И иногда, чтобы смягчить обстановку, достаточно просто пошутить или сделать комплимент. Тучки мгновенно расходятся, на лицах собеседников-коллег появляются улыбки… Это жизнь», — отмечает он.
На равных
Несмотря на колоссальную загруженность, Владимир Михайлович продолжает вести уроки. В наступающем учебном году он будет работать с 11-м классом. Своих «родных детей» (как их называет учитель) В. М. Кривошеев «ведет» с первого дня работы в школе № 1, уже шесть лет, ни на минуту не изменяя своему принципу — выстраивать с ребятами открытое, уважительное общение, уделять им максимум возможного внимания… Это касается всех учеников.
«У нас с детьми очень хорошие отношения. Я стараюсь общаться с ними практически на равных и так же говорить о каких-то серьезных вещах, хотя мы и пошутить можем, — рассказывает педагог. — Нередко в моем кабинете они задерживаются до семи вечера, приходят и в выходные дни. Могут позвонить в любое время, чтобы проконсультироваться по какому-нибудь спорному вопросу… Я не вижу в этом ничего плохого».
А вопросы своему учителю ребята задают более чем разноплановые. Из самых неожиданных — «Знаете ли вы рэпера Face?», «Как связаны физкультура и литература?», «Плакали ли вы на своем выпускном и будете ли плакать на нашем?». После некоторых бесед Владимиру Михайловичу приходится срочно устраивать себе ликбез, к примеру, по современной рэп-культуре, но это не отягощает педагога. «Дети дают настроение, желание совершенствоваться. Они сейчас современные, столько всего знают, столько умеют. Они многому учат меня», — признается Владимир Кривошеев.
Для души
Процесс обучения и самообучения для Владимира Михайловича в целом практически не останавливается, подчиняя себе и увлечения. В свободное от работы время педагог много читает, предпочитает исторические романы А. Сегеня, В. Полупуднева, А. Алексеевой, Д. Балашова, а также классику. Наверстывает то, что не успел освоить в школьные и студенческие годы. В поездках старается посещать интересные места, в основном связанные с именами писателей.
Еще одно хобби, которое оттачивает профессиональные навыки учителя, — журналистика. Начав писать небольшие заметки и статьи еще на первом курсе педучилища, сегодня Владимир Кривошеев публикуется, помимо нашего издания, в федеральной «Учительской газете», а также в журнале «Литература в школе».
В своих статьях учитель рассказывает об удивительных людях, которые его окружали и окружают, отдает дань уважения наставникам, делится профессиональными наработками. И в каждом слове чувствуются живая мысль, энергия.
Хочется пожелать Владимиру Михайловичу сохранить эту энергию на долгие годы, покорить новые профессиональные высоты, написать задуманное и найти вдохновение для воплощения будущих замыслов!
Мария Сухова