Центр технического творчества Брянской области объявляет о начале заочного тура конкурсов

08 февраля 2019

Дорогие ребята! Центр технического творчества Брянской области объявляет о начале конкурсов: по физике «Юный Архимед» (7 — 8-й классы), математике «Квадрат» (6 — 8-й классы), по русскому языку «Лингвистика для любознательных» (5 — 11-й классы), по биологии «БИОН» (5 — 9-й классы).

Сегодня мы публикуем задания заочного тура конкурсов. Выполнять их лучше в отдельной тоненькой тетради. На обложке указать фамилию, имя, класс, школу. Внизу — фамилию, имя и отчество своего учителя или того человека, кто занимается с вами, помогает выполнять наши задания. В чистовик задачи записываются по порядку, как они даны в условии, так, чтобы номер задачи и ответ можно было легко отыскать тем, кто будет проверять ваши работы. Необходимо пояснять решения задач.

Ждём от вас решений до 28 февраля 2019 года.

Для тех, кто сегодня впервые читает о конкурсах. Конкурсы проводятся в два тура. Первый тур заочный. Задания вы найдёте на страницах «Брянской учительской газеты» и сайте ЦТТ Брянской области (cdtt32.ru). На второй — очный тур — приглашаются ребята, набравшие наибольшее количество баллов по результатам заочного тура. Каждый любитель физики, математики, биологии и русского языка может принять участие в конкурсах.

Организационный взнос участника — 150 руб. Оплата организационного взноса участника конкурса производится путем перечисления через отделение любого банка на следующие реквизиты:

ГАУДО «ЦТТ Брянской области» ИНН 3201003141, КПП 325701001 УФК по Брянской области (Департамент финансов Брянской области (ГАУДО «ЦТТ Брянской области» л/с 30816Р09590) Р/с 40601810900013000002 Отделение Брянск г. Брянск БИК 041501001 КБК 00000000000000000130, ОКТМО 15701000.

В назначении платежа указать организационный взнос за участие в конкурсе (название конкурса). Квитанция об оплате прилагается к представляемой работе. Выполненные задания следует высылать по адресу: 241035, г. Брянск, ул. Мало-Орловская, д. 8, конкурс «Юный Архимед», «Квадрат», «БИОН» или «Лингвистика для любознательных». На конверте обязательно указать свой адрес с индексом.

«Юный Архимед»

7-й класс

Задача № 1. В гонке участвуют 4 спортсмена, которые развивают разные скорости. Кто победит, кто отстанет, если первый спортсмен 165 м проходит 30 секунд, второй спортсмен 9,9 км за 30 мин., третий - 66 м за 2 мин., четвёртый - 475,3 км за сутки?

Задача № 2. Зависимость скорости пешехода V от времени приведена на графике. Найти среднюю скорость пешехода за первые 8 секунд. Найти среднюю скорость за большой промежуток времени, если, начиная с момента t = 6 с, скорость равна 1 м/c.

Задача № 3. Два металла с плотностями 10500 кг/м3 и 19300 кг/м3 сплавляют, взяв в одном случае равные объемы этих металлов, а в другом — равные массы. Какой будет плотность сплава в первом и втором случаях? Считать, что объем сплава равен сумме объемов сплавляемых металлов.

Задача № 4. Определите массу воздуха вашего класса.

Задача № 5. В сосуд с вертикальными стенками налили воду, ее масса m1 = 500 г. На сколько процентов изменится гидростатическое давление воды на дне сосуда, если в нее опустить алюминиевый шарик массой m2 = 300 г так, чтобы он полностью был в воде? Плотность воды ρ1 = 1,0 г/см3, плотность алюминия ρ2= 2,7 г/см3.

Задача № 6. Имеется алюминиевый шарик. Как с помощью весов и мензурки определить, сплошной шарик или внутри него есть воздушная полость?

Задача № 7. Самые большие часы массой 35 т были установлены на павильоне «ЭКСПО-86» в Швейцарии. Какая сила понадобилась для их подъема? Какова высота павильона, если при подъеме часов была совершена работа 387 МДж?

Задача № 8. На горизонтальном глинистом дне водоема лежит кирпич (см. рис.). Вода под него не проникает. На сколько процентов изменится модуль силы давления кирпича на дно, если со временем вода под него проникнет? Масса кирпича m = 4,0 кг, площадь его соприкосновения с дном S = 200 см², высота столба воды над кирпичом h = 1,0 м, плотность воды ρ0 = 1,0 г/см3, плотность кирпича ρ2 = 2,7 г/см3, атмосферное давление р = 100 кПа, коэффициент g = 10 Н/кг.

8-й класс

Задача № 1. Двое рабочих решили выкопать цилиндрический колодец глубиной H = 2 м. В ходе работы между рабочими возник вопрос, до какой глубины h следует копать первому рабочему, чтобы работа оказалась распределенной поровну? Рабочие решили проконсультироваться у специалиста, которым оказались вы. Считайте, что грунт однородный и что рабочие поднимают его до поверхности Земли.

Задача № 2. Во время аварии мексиканского танкера в 1979 году в заливе образовалось нефтяное пятно диаметром 640 м при средней толщине 208 см. Сколько нефти оказалось в море, если ее плотность 800 кг/м3?

Задача № 3. Пуля, летящая со скоростью 650 м/c, имеет температуру 75ОC. Она попадает в сугроб и застревает в нем. Температура снега в сугробе 0ОC. При этом 6,5 г снега тает и обращается в воду с температурой 0ОC. Найдите массу пули. Удельную теплоту плавления снега считать равной 3,4 · 105 Дж/кг. А удельная теплоемкость свинца равна 130 Дж/(кг · ОC).

Задача № 4. В калориметр, содержащий 100 г воды при температуре 20ОC, бросают лёд массой 20 г при температуре — 20ОC. Найдите установившуюся температуру в калориметре. Удельные теплоёмкости воды и льда равны соответственно 4200 Дж/(кг · ОС) и 2100 Дж/(кг · ОС). Удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг. Ответ дать в градусах Цельсия. Если ответ не целый, то округлить до десятых.

Задача № 5. В каком случае подъемная сила у самодельного бумажного воздушного шара, заполненного горячим воздухом, больше: когда ребята запускали его в помещении школы или на дворе школы, где было довольно прохладно?

Задача № 6. Найти силу тока в амперметре.

Задача № 7. Для нагревания некоторой массы воды в электрочайнике от 22ОС до 100ОС потребовалось 5 минут. Удельная теплоёмкость воды равна 4,2 кДж/(кг · К). Удельная теплота парообразования 2,3 МДж. Через сколько минут после закипания вся вода в чайнике обратится в пар, если мощность подвода тепла к чайнику постоянна, а теплоёмкостью чайника и потерями тепла можно пренебречь?

Задача № 8. Электроплитка с двумя одинаковыми спиралями позволяет получить три степени нагрева в зависимости от порядка и характера включения спиралей. Начертите схемы включения. Сравните количества теплоты, полученные от плитки за одно и то же время.

«Квадрат»

1. Математик шел домой вверх по течению ручья со скоростью, в полтора раза большей, чем скорость течения, и держал в руках шляпу и палку. На ходу он бросил в ручей шляпу, перепутав ее с палкой. Вскоре, заметив ошибку, он бросил палку в ручей и побежал назад со скоростью вдвое большей той, с какой шел вперед. Догнав плывущую шляпу, он мгновенно достал ее из воды, повернулся, и как ни в чём ни бывало, пошел домой с прежней скоростью. Через 40 секунд после того, как он догнал шляпу, он встретил палку, плывущую ему навстречу. Насколько раньше пришел бы он домой, если бы все время шел вперед?

2. Найти четырехзначное число, являющееся точным квадратом, если первые две цифры, а также последние две цифры его одинаковы.

3. Дописать к 523… три цифры так, чтобы полученное шестизначное число делилось на 7, 8, и 9.

4. За круглым столом сидят 7 гномов. Перед каждым стоит кружка. В некоторые из этих кружек налито молоко. Один из гномов разливает все свое молоко в кружки остальных поровну. Затем его сосед справа делает то же самое. Затем то же самое делает следующий сосед справа и так далее. После того, как последний, седьмой, гном разлил всем остальным свое молоко, в каждой кружке оказалось столько же молока, сколько было в ней вначале. Во всех кружках вместе молока 3 литра. Сколько молока было первоначально в каждой кружке?

5. В школе все учащиеся сидят за партами по двое, причем у 60% мальчиков сосед по парте — тоже мальчик, а у 20% девочек сосед по парте — тоже девочка. Сколько процентов учащихся этой школы составляют девочки?

6. В магазине в первый день яблоки продавали по 60 р. за кг. Во второй день после снижения цены продали яблок на 50% больше, чем в первый, а выручка возросла на 12,5%. Какова стала цена яблок после снижения?

7. Если к некоторому трехзначному числу приписать сначала цифру 7 слева, а затем — справа, то первое из полученных четырехзначных чисел будет на 3555 больше второго. Найдите это трехзначное число.

8. Расшифруйте запись:

РЕШИ + ЕСЛИ = СИЛЕН

при условии, что «наибольшая» цифра в записи числа «СИЛЕН» равна 5.

9. Количество учеников, обучающихся в 5 — 6-х классах школы, выражается трехзначным числом. Из цифр этого числа (без повторений их) можно составить 6 различных двузначных чисел, сумма которых вдвое больше числа учеников 5 — 6-х классов. Сколько учеников в этих классах?

10. Два самолета вылетели одновременно с одного аэродрома в одном направлении. Скорость первого - 350 км/ч, второго — 280 км/ч. Через два часа полета первый изменил скорость до 230 км/ч. На каком расстоянии от аэродрома второй самолет догонит первый?

«Лингвистика

для любознательных»

5 — 6-й классы

1. Сколько мягких согласных звуков в пословице: «Не трудиться, так и хлеба не добиться»?

2. Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки. В этом букете уже есть розы и настурции.

3. Какое слово не является однокоренным по отношению к другим словам? Пешком, пехота, пеший, спешиться. Составьте свою задачу, аналогичную данной.

4. Можно ли купить «клея»? Ответ аргументируйте.

5. Придумайте и запишите диалог на тему «Неожиданная эсэмэска». Вставьте в него несколько разных обращений.

7 — 8-й классы

1. Эта рифма подразумевает созвучие в словах гласных звуков, согласные могут не совпадать или совпадать частично:

Я сегодня до зари встану,

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало.

Все, что было не со мной, помню.

(Р. Рождественский)

Назовите эту рифму. Приведите другой пример ее использования. Приведите свой пример этой рифмы.

2. Вставьте слово с тем же значением, что и у слов слева и справа.

НАСЕКОМОЕ (…) ГАЛСТУК.

Приведите свой пример подобной загадки

3. Прочитайте предложения. Являются ли однокоренными выделенные слова? Ответ аргументируйте.

1) Никогда уж больше на железной лодке почему-то не катались, она так и осталась ржаветь… (Ю. Петкевич. «Явление ангела»)

2) Рыжий и ржавый шар дневного светила выплыл из дымки, готовясь к медленному погружению. (А. Азольский. «Диверсант»)

3) И ржица доцветает, а ветер бежит по ней, играя облаком дурманной, ржаной пыльцы. (Л.М. Леонов. «Барсуки»)

4) В недрах Земли залегает железная руда, в которой, как правило, есть примеси. (А. Дубровский. «Тайны восточных клинков»)

5) Но летчик в ответ лишь зарделся и быстрым шагом ушел с летного поля. (М. Вишневецкая. «О природе вещей»)

6) Точит она его теперь, как ржа железо. (А. Н. Островский. «Гроза»)

7) Печка в доходном доме — ― рудимент и атавизм. (М. Баконина. «Школа двойников»)

8) Казалось, горячий, тяжелый, рдяный пар поднимался оттуда, не то пахучий, не то смрадный: уж очень много жизней сбилось там в одну кучу. (И. C. Тургенев. «Призраки фантазии»)

4. Составьте словосочетания сущ. + прил. с данными словами.

Атташе, балет-фантазия, бунгало, джерси, зеро, НЛО, пюре, рандеву, рантье, ранчо, рефери, родео, рояль, сажень, сомбреро, Токио, толь, фланель, цеце.

5. Мы используем это слово для обозначения беспорядка и неразберихи. Это же слово дошло до нас и в другой форме: около 1600 года фламандский химик Ян Баптист ван Гельмонт исследовал пары, образующиеся при сжигании древесного угля, и дал новому веществу имя, подсказанное мифом. Его родным языком был фламандский (диалект голландского языка), поэтому он написал это слово в соответствии с фламандским произношением — «газ». О каком слове идет речь? Запишите слово. Составьте аналогичную задачу с другим словом.

9 — 11-й классы

1. Об этой разновидности рифмы Д. Самойлов говорил: «Такая рифма может быть, а может и не быть». Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. Отсутствие этой рифмы не отражается на восприятии стихов, например:

Я знал красавиц недоступных,

Холодных, чистых, как зима,

Неумолимых, неподкупных,

Непостижимых для ума.

(А. С. Пушкин)

Назовите эту рифму. Приведите другой пример ее использования. Приведите свой пример этой рифмы.

2. Объедините следующие слова в группы (названия лиц или предметов по какому-нибудь признаку, названия растений и животных и т. д.), учитывая возможную лексическую многозначность.

Заусенец, богомолец, зубец, венец, абхазец, аварец, хлебец, гребец, погребец, мерзавец, певец, горделивец, вдовец, червонец, полководец, заказец, морозец, скиталец, умелец, телец, рубец, живописец.

3. Укажите как можно больше признаков (фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных, стилистических, этимологических), различающих слова органический и органичный.

4. Составьте словосочетания сущ. + прил. с данными словами.

Альфа-измеритель, аутодафе, ватерполо, гуру, денди, зеро, идальго, импресарио, кюре, ОРТ, падре, пани, пенальти, пенсне, платье-костюм, плащ-палатка, плиссе, пони, портье, пресс-папье-зажигалка, пюре, рандеву, рефери, родео, сирокко, табу, фуэте, Хоккайдо, Хонсю.

5. Придумайте юмористический рассказ «Гламурные посиделки». Используйте нисходящую и восходящую градацию. Это выразительное средство подчеркните.

«БИОН»

5-й класс

1. Что вы знаете о науке бионике?

2. Если бы человек был способен к фотосинтезу, как изменились бы его внешность и привычки?

3. Известно, что икра на деревьях не растёт, но жители Аляски собирают икру сельди с древесных ветвей, растущих рядом с водоёмом. Как вы это можете объяснить?

4. Окраска тела многих животных изменяется в течение их жизни. Зачем это может быть нужно? Постарайтесь вспомнить как можно больше разных случаев изменения окраски.

5. Большинство грибов держится недолго. Они быстро стареют и отмирают, а вот мухоморы стоят долго. До первой пороши дремлют мухоморы в своей неприкосновенной красе. Почему очень долго стоят мухоморы?

6. Ёж питается насекомыми, червями. Это он делает в ночное время, но иногда можно видеть ежа, несущего на иголках яблоки, которые он никогда не ест. Для чего он это делает?

7. Перечислите несколько видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Брянской области, назовите причины уменьшения их численности.

8. Летом в лесу прохладнее, чем в поле или на лугу. Зимой, наоборот, в лесу нам бывает теплее, чем на открытых пространствах. Почему?

6-й класс

1. Что вы знаете о науке бионике?

2. Всем известно, что мухомор является ядовитым грибом. Однако для лечения болезней суставов и ревматизма человеком применяется спиртовая настойка мухомора. Как вы можете это объяснить?

3. Обычно за неделю до уборки картофеля скашивают ботву. Как вы думаете, для чего это нужно делать?

4. Как, по-вашему, можно объяснить следующее высказывание: «Простейшие — строители горных пород»?

5. Что общего между серой вороной, серой крысой и серой (комнатной) мухой?

6. Почему деревья остаются живыми после зимних холодов, не погибают от морозов?

7. Этот гриб считался хорошим средством для лечения желудочно-кишечных заболеваний и различных опухолей — об этом говорилось в документах XVI века. В сохранившейся летописи говорится, что им лечили опухоль на губе Владимира Мономаха.

8. Какое комнатное растение считается более достоверным индикатором даже слабой радиации, чем используемые в настоящее время дозиметры?

9. Перечислите как можно больше разных способов использования яда ядовитыми животными. Приведите примеры к каждому способу.

10. Некоторые места обитания животных существуют довольно короткое время — например, гниющие фрукты, пересыхающие водоёмы, плодовые тела грибов или трупы животных. Какие особенности строения, образа жизни и поведения нужны животным для жизни в таких «ненадежных» местах обитания?

7-й класс

1. Приведите примеры использования бионики в жизни, науке и технике.

2. Как вы думаете, какую роль в жизни различных животных играет окраска их тела? Постарайтесь выдвинуть как можно больше разных соображений. Приведите примеры из природы, подходящие к вашим соображениям.

3. Издавна крестьяне в России заготовляли берёзовый сок, ивовые прутья, лыко с липы, бересту, смолу сосны (живицу). По степени нанесенного деревьям ущерба разделите эти промыслы на группы.

4. Какие приспособления для увеличения скорости движения в водной среде вы знаете? Приведите примеры каждого из них.

5. Известно, что у млекопитающих старые особи нередко седеют. В чём может быть биологический смысл (то есть полезность, выгодность) этого явления? Приведите как можно больше версий.

6. Есть животные и растения, у которых на поверхности тела некоторые участки не смачиваются водой. Как вы думаете, для чего им это?

7. 15 апреля 1875 года воздушный шар «Зенит», на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 метров. Когда шар приземлился, то в живых остался только один человек. Что же послужило причиной гибели людей?

8. Пятьсот миллионов лет тому назад на Земле не было ни растений, ни животных, ни человека. А была ли тогда почва? Ответ обоснуйте.

9. Соцветие какого растения мы традиционно употребляем в пищу?

10. Какие растения нашей местности раскрывают и закрывают свои цветки в одно и то же время?

8-й класс

1. Приведите примеры «изобретений» природы, которые еще в глубокой древности помогали решать ряд технических задач.

2. Перечислите как можно больше разных способов использования яда ядовитыми животными. Приведите примеры к каждому способу.

3. Многие люди чистят зубы, перемещая щетку слева направо. Как доказать, что такие движения не очищают ротовую полость от частичек пищи, застрявших между зубами?

4. Основной фон кожи — розовый за счёт густой сети капилляров. Кровеносные сосуды, которые мы видим (вены), имеют синеватый цвет, хотя в капиллярах и венах кровь красная. Как объяснить различие в окраске того, что мы видим?

5. Почему у здорового человека язык красный, а при желудочно-кишечных заболеваниях становится белым, обложенным?

6. Исследования обнаружили одну любопытную особенность в развитии аскариды. Оказалось, что если проглотить свежеотложенные яйца аскариды, то заражения не произойдет. Как это можно объяснить?

7. Английские ученые утверждают, что сверчок является хорошим термометром. Как можно расшифровать его сообщение о температуре воздуха?

8. Известно, что в организме многих животных в норме обитают бактерии, без которых эти животные не могут обойтись. Какие конкретные функции могут выполнять эти бактерии? Постарайтесь вспомнить как можно больше разных вариантов.

9. Некоторые животные поедают пищу, которая в несколько раз больше размеров их рта. Как им это удается? Постарайтесь вспомнить как можно больше разных способов.

9-й класс

1. Какие природные конструкции и формы животных и растений использованы в строительной технике и архитектуре? Приведите примеры.

2. Опыты на человеке запрещены. Какими методами все же удается изучать генетику человека? Как сказывается загрязнение окружающей среды на генотипе отдельного человека и человечества в целом?

3. Опишите, как менялись в XX веке взгляды ученых и общественности на роль хищников в природе и для человека. Ответ обоснуйте с точки зрения экологии.

4. Зелёный лист на свету при температуре +25ОС поглощал СО2, а при повышении температуры до +40ОС начал выделять СО2. Почему?

5. Простудные заболевания среди высших животных широко распространены, однако такие животные, как тюлень, морж и киты, не страдают от простуды, хотя и подвергаются длительному охлаждению в ледяной воде. Как вы думаете, почему?

6. На Земле постоянно происходит круговорот воды. Что произойдет на Земле, если прекратится испарение воды с поверхности морей и океанов?

7. В царстве животных приспособления к паразитическому образу жизни хорошо известны и сопряжены с общим упрощением строения. Знакомы ли вам паразиты среди растений? Как изменяется их строение, каковы особенности роста, питания, размножения в связи с паразитизмом?

8. Во все времена существовала мода на мужскую и женскую одежду, косметику, большой популярностью пользовался тот или иной тип фигуры. Какие из требований современной моды представляются вам вредными для здоровья? Почему?

9. При проверке зрения врачи капают в глаза атропин, что вызывает расширение зрачка. Зрачки расширяются в темноте, при испуге, от боли. Как вы полагаете, какие явления приводят к расширению зрачка в этих разных случаях?

Фото 53.rodina.news

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
18 апреля 2024, 17:50

В посёлке Локоть на Брянщине ударными темпами строится спорткомплекс

Губернатор Брянской области Александр Богомаз и председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот посетили строящиеся инфраструктурные объекты в Брасовском районе (далее…)

18 апреля 2024, 17:40

Брянский филиал «Защитников Отечества» помог ветерану СВО найти работу

В брянский филиал фонда «Защитники Отечества» за помощью в поисках работы обратился Алексей Анцышкин. Алексей с первых дней СВО принимал участие в боевых действиях. (далее…)

18 апреля 2024, 16:58

Брянский клинико-диагностический Центр приобрёл новое оборудование

Для Брянского клинико-диагностического Центра закуплено новое диагностическое оборудования для неинвазивного исследования молочной железы. (далее…)

18 апреля 2024, 16:52

Губернатор Александр Богомаз осмотрел ход работ на социально значимых стройках Фокинского района

Социально значимые стройки Фокинского района областного центра проинспектировал Губернатор Брянской области Александр Богомаз. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить