Детские сады Брянска осваивают современные цифровые технологии

14 ноября 2020

Мы уже рассказывали о внедрении цифровой образовательной среды в школьное обучение. Со временем цифровая «экспансия» должна распространиться на всю сферу образования, стать тем инструментом, который поможет детям, их родителям, педагогам быстро решать любые учебные задачи. Конечно же, не осталась без внимания и первая ступень образования — детский сад. Реалии современной жизни таковы, что путешествие детей в интерактивный мир начинается задолго до школы. Многие малыши уже в три-четыре года умеют пользоваться умными устройствами. Это не удивительно. Дошкольный возраст является тем временем, когда дети стремительно растут и развиваются. Давно доказано, что 80 процентов умственных способностей ребёнка формируется именно в этот период. Поэтому внедрение интерактивных средств в дошкольных образовательных учреждениях никого не удивляет. Напротив, большинство воспитателей и родителей убеждены, что это просто необходимо.

Такого мнения придерживается и начальник дошкольного отдела управления образования Брянской городской администрации Ирина Шелкунова. По её словам, развитию цифровой образовательной среды в детских садах во многом способствует их оснащение инновационным оборудованием. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений становятся интерактивные столы, мультимедийные детские студии, планшеты. В распоряжение брянских воспитателей поступают мультимедийные проекторы, интерактивные доски и песочницы, другое современное учебное оборудование. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств сразу возникает особое обучающее пространство.

Проекторы и компьютеры давно стали необходимым техническим средством обучения во всех детских садах Брянска. Их приобретение обязательно включается в необходимый перечень, и муниципалитет выделяет на него финансовые средства.

Все новые дошкольные учреждения области и пристройки, строительство которых ведётся в рамках реализации национального проекта «Образование», сразу оснащаются современным интерактивным оборудованием, поражающим своими возможностями. Установленные сенсорные панели обладают множеством функций. На них можно писать, рисовать, играть. С их помощью у воспитателей появляется возможность реализовывать различные учебные проекты. Интерактивные песочницы позволяют соединить любимые игры в песке и новейшие технологии. На сегодняшний день — это самый привлекательный инструмент для детских учреждений, позволяющий перенести песочную «терапию» и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть природные способности детей. Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок открывает для малышей целую вселенную, полную волшебства. Перед детьми появляются живописные пейзажи, которые они могут изменить в одно мгновение.

Не меньший интерес у воспитанников дошкольных учреждений вызывает интерактивный пол — мультимедийное пространство, которое дарит им веселье, стимулирует физическую активность, выполняя прежде всего развивающие функции. С помощью набора робототехнических образовательных решений «Мататалаб» дошколята в игровой форме могут осваивать основы программирования. Работа с ним увлекает даже взрослых. Детей подобные чудо-конструкторы приводят в восторг.

Как правило, новое интерактивное оборудование размещается в группе того воспитателя, который хочет и готов с ним работать. Для этого он проходит специальное обучение. В случае необходимости можно получить консультации по работе с данным оборудованием. Кроме того, воспитатели участвуют в обучающих вебинарах, занимаются самообразованием. При освоении нового оборудования у многих из них появляется дополнительный стимул для повышения своего профессионализма. Они понимают, что полученные навыки пригодятся в дальнейшем и будут востребованы.

В период введённых из-за пандемии ограничений в дошкольных образовательных учреждениях города было запущено дистанционное обучение. Дети выполняли задания, смотрели мастер-классы, посещали развивающие интернет-ресурсы. Официальные сайты детских садов (они есть у каждой дошкольной образовательной организации города) дали родителям возможность активно участвовать в учебно-воспитательном процессе. Через эти порталы были предложены ссылки на варианты занятий и игр с детьми, которые соответствовали теме недели согласно календарно-тематическому планированию. При этом все задания носили рекомендательный характер.

И.М. Шелкунова также отмечает, что за это время не было отменено практически ни одного мероприятия, включённого в план работы управления образования. Конкурсы, выставки, фестивали провели в дистанционном формате. При этом круг участников был достаточно широк.

Все дошкольные образовательные учреждения имеют доступ к Интернету. Его оплата производится как за счёт бюджета, так и из внебюджетных средств.

— Делается много, но можно сказать, что мы только в начале пути по созданию современной, подчёркиваю, современной информационно-развивающей среды в детском саду. Необходимо работать над повышением скорости интернет-трафика, продолжить приобретение интерактивного оборудования. Надо, чтобы у каждого воспитателя было организовано автоматизированное рабочее место, поэтому работы предстоит много, — говорит И.М. Шелкунова.

С начальником отдела дошкольного образования согласна заведующая детским садом № 22 «Лесная сказка» Алла Федорцова. Она считает, что цифровая образовательная среда — эффективное средство для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода в обучении дошкольников.

Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе способствует внедрению воспитателями новых методов и организационных форм обучения. Игровые компоненты, включённые в мультимедиапрограммы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные программы также вовлекают детей в развивающую деятельность, ставя перед ними и помогая им решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для дошкольников деятельность — игру — в процессе индивидуального обучения. Применение компьютерной техники делает занятие привлекательным и по-настоящему современным, вызывает у детей эмоциональный подъём.

Среди компонентов цифровой образовательной среды, которые используются в «Лесной сказке», — официальный сайт,  системы электронного документооборота и дистанционного обучения, электронный табель.

Анализируя работу своего образовательного учреждения, А.С. Федорцова отмечает, что использование педагогами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во взаимодействии с детьми и родителями находится на довольно высоком уровне. Воспитатели используют компьютер как средство обобщения и систематизации информации, а также для развития ребёнка.

— 40 процентов наших педагогов освоили ИКТ на базовом уровне. Они имеют опыт использования медиатехнологий и медиаресурсов как на работе, так и дома, — говорит заведующая. — У 60 процентов — более продвинутый уровень.

Дошкольное учреждение обеспечено современной компьютерной техникой в достаточном объёме. Есть Интернет и Wi-Fi. Его скорости хватает для работы всех сотрудников.

Возможности цифровой образовательной среды активно используют и в детском саду № 155 «Светлячок». Заведующая Элла Трусова рассказывает: в дошкольном учреждении есть всё необходимое. Во всех помещениях — высокоскоростной беспроводной Интернет, доступ к которому имеют даже родители, приходящие за своими детьми.

В управленческой деятельности используется электронная система «Образование», где предоставляется подробный алгоритм действий в конкретной ситуации со ссылками на законодательство, образцы локальных актов и примеры их заполнения, развёрнутые комментарии экспертов, создана специальная база нормативных документов, регламентирующих работу дошкольного образовательного учреждения.

Модернизирован сайт детского сада. Он адаптирован для мобильной версии, значительно повышающей его функционал. В работе сада используется электронная программа «Вижен-Софт: Питание в детском саду», позволяющая автоматизировать организацию питания. Осуществляется электронная подписка на журналы «Справочник руководителя» и «Справочник старшего воспитателя».

Учреждение оснащено мультимедийными комплексами, состоящими из интерактивной доски, двух проекторов и восьми ноутбуков. Педагоги используют интерактивную доску в нескольких направлениях — в образовательной деятельности (как готовые программные продукты, так и авторские программы), на педсоветах, семинарах, родительских собраниях, методических и культурных мероприятиях. В детском саду создана и постоянно пополняется медиатека, включающая презентации, аудио- и видеоматериалы.

Воспитатели активно используют компьютерные информационные технологии при подготовке к занятиям и консультациям с родителями. Они применяют их в образовательном процессе по многим направлениям, в том числе для повышения своей квалификации, участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах для педагогов и детей. Естественно, информационные ресурсы сети «Интернет» используются в организации познавательной деятельности дошкольников.

Взаимодействие с папами и мамами детсадовцев в электронном пространстве осуществляется через дистанционные образовательные технологии и создание совместных групп родителей, педагогов, администрации дошкольного учреждения в социальных сетях и мессенджерах, проводится онлайн-консультирование на официальном сайте детского сада.

По словам Э.И. Трусовой, и педагоги, и родители понимают: в современном мире развитие коммуникационных и информационных технологий идет очень быстрыми темпами, обучение и образование детей тесно переплетаются с компьютерными технологиями, Интернетом, поэтому и те, и другие заинтересованы в дальнейшем внедрении цифровой образовательной среды.

При этом обе заведующие сходятся во мнении, что воспитателям, работающим в детских садах, обязательно нужно повышать информационную культуру, помогая проводить дальнейшее совершенствование единой информационной среды с целью упрощения и расширения доступа к новым информационным ресурсам сети «Интернет».

Без сомнения, для каждого ребёнка время, проведённое в детском саду — очень важный этап в его жизни, закладывающий основу будущих школьных успехов. То, насколько интересно и качественно оно пройдёт, в первую очередь зависит от опыта и профессионализма воспитателя. Внедрение цифровой образовательной среды сделает этот процесс ещё более увлекательным, а посещение детского сада будет всегда желанным.

Василий Потупов/«Брянская учительская газета»

Фото из архивов дошкольных образовательных учреждений

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
18 апреля 2024, 17:50

В посёлке Локоть на Брянщине ударными темпами строится спорткомплекс

Губернатор Брянской области Александр Богомаз и председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот посетили строящиеся инфраструктурные объекты в Брасовском районе (далее…)

18 апреля 2024, 17:40

Брянский филиал «Защитников Отечества» помог ветерану СВО найти работу

В брянский филиал фонда «Защитники Отечества» за помощью в поисках работы обратился Алексей Анцышкин. Алексей с первых дней СВО принимал участие в боевых действиях. (далее…)

18 апреля 2024, 16:58

Брянский клинико-диагностический Центр приобрёл новое оборудование

Для Брянского клинико-диагностического Центра закуплено новое диагностическое оборудования для неинвазивного исследования молочной железы. (далее…)

18 апреля 2024, 16:52

Губернатор Александр Богомаз осмотрел ход работ на социально значимых стройках Фокинского района

Социально значимые стройки Фокинского района областного центра проинспектировал Губернатор Брянской области Александр Богомаз. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить