О современных брянских педагогах знают за границей

05 октября 2021

«Труд педагогов начальных классов, наверное, самый тяжёлый, хлопотный и ответственный в школе, им дано великое право раскрыть перед маленьким человеком первые страницы большой книги жизни… И от того, как они это сделают, зависит, каким откроется окружающий мир малышам». Директор средней школы № 2 имени Д.Е. Кравцова города Брянска Елена Анатольевна Данилова, приводя эти слова, в полной мере адресует их учителям своего общеобразовательного учреждения, в том числе и молодом учителю начальных классов Дмитрию Вадимовичу Кондратюку.

Дмитрий Вадимович родился в 1990 году в Брянске. С юных лет мечтал быть учителем. Мечта привела его в Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. После его окончания Дмитрий Вадимович стал работать в средней школе № 2, влившись в коллектив учителей начальных классов. Учителя сумели создать уютную обстановку для обучения и дают ребятам прочные знания. Посещающие эту школу коллеги из других учебных заведений отмечают доброжелательную обстановку, царящую здесь, и уроки, отличающиеся высоким методическим уровнем. Дмитрий Вадимович, работающий второй год, убеждён, что в начальной школе учащимся нужно уделять особое внимание, ведь им переходить в 5-й класс, и к этому времени они должны уже многое узнать, чтобы успешно адаптироваться в среднем звене. И Д. Кондратюк учится, изучает опыт новаторов, творчески работающих учителей, следит за педагогической литературой, находится в постоянном поиске. У него внутренняя потребность к самообразованию. Он увлекает ребят чем-то новым, интересным, полезным. Таким его начинанием стала «Шахматная школа». Значимость обучения младших школьников игре в шахматы представляется молодому учителю громадной. Он рассуждает: «Что такое шахматы? Наука? Искусство? Спорт? Да, эта древнейшая игра многогранна. Как учителю мне дорога мысль о том, что шахматы — это целый мир, загадочный и интересный. Обучая детей этой игре в нашей «Шахматной школе», мне захотелось проверить такую информацию: «В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35 — 40 процентов». К тому же знаю, что шахматы оказывают благотворное воздействие на психику человека, на его ум, характер и волю. Ведь шахматная партия — индивидуальная борьба. Успех в шахматах зависит от степени развития волевых качеств, от умения владеть ими. Для человека, склонного к рассеянности, рассредоточенности, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания за шахматной доской — драгоценное приобретение. Проблема развития психических процессов детей актуальна и в моём классе. Как учитель начальных классов по образованию я понимаю, что игра в шахматы является также средством формирования и развития такой важной способности, как действия «в уме». И к тому же шахматы — это игра! А игра, игровые технологии в начальной школе являются одной из эффективных форм обучения».

Инициатива учителя абсолютно отвечает и целям всероссийского проекта «Шахматы в школу». Дмитрий Кондратюк рассказывает, что за основу планирования занятий с ребятами он взял авторскую программу «Шахматная школа» под редакцией В.Л. Барского, рекомендованную Министерством просвещения РФ в соответствии с требованиями ФГОСа. Учитель уже может поделиться опытом обучения детей шахматам на примере занятия по теме «Шахматная рокировка».

«Цель занятия — научить детей правилам игры. Я ввожу понятие о шахматной рокировке, знакомлю учащихся с двумя видами рокировки (короткой и длинной) и основными её правилами, учу защищать короля. Дети должны усвоить принципиально новые для них знания. Строю урок по традиционной, привычной для себя и детей модели. Учитываю психологические, возрастные особенности, выстраиваю логическую последовательность изучения нового материала.

Начинаю, как обычно, с шахматной разминки, с актуализации известных сведений. Провожу дидактическую игру «Мешочек» (дети поочерёдно достают из мешочка шахматную фигуру и вспоминают её название, сообщают, как она ходит и какова её ценность). Использую возможность проявить вычислительные навыки при решении шахматно-математических задач (спрашиваю: «Какое действие нужно выполнить? Как называется результат? Используя ценность фигур, найдите значение суммы»).

Чтобы создать у ребят предвкушение чего-то интересного, даже захватывающего, обращаюсь к сказке: «В одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, а из глаз закапали слёзы».

Спрашиваю: «Можно ли помочь Белому Королю? Как?» Слышу ответы: «Позвать на помощь другую фигуру», «Отступить». Выясняем, что есть ещё один способ: Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.

Изучаем правила рокировки. Ребята узнают, что рокировка — удобный способ увести своего монарха из центра доски, где обычно начинается борьба в дебюте. Понимают: основная идея рокировки — обеспечить безопасность короля (если эта задача не выполняется, рокировка теряет смысл). А сказка между тем продолжается: «Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничто не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти». И хотя в переводе на русский язык слово «шахматы» означает «конец королю» («шах» — это король, «мат» — это конец), итог занятия вселяет в нас оптимизм: с помощью рокировки мы спасли короля!»

«Шахматная школа» Дмитрия Кондратенко продолжает развиваться. Она помогает детям укреплять интеллект, характер, волю, логическое мышление.

В. Вольф (ФРГ)

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
19 апреля 2024, 15:42

В Брянске прошел Всероссийский День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и пособниками в годы Великой Отечественной войны

Всероссийский День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и пособниками в годы Великой Отечественной войны прошёл сегодня в Брянском (далее…)

19 апреля 2024, 15:35

В Брянске проходят всероссийские соревнования памяти Героя России Олега Ермакова по спортивной борьбе среди юношей

Всероссийские соревнования памяти Героя России Олега Ермакова по спортивной борьбе среди юношей были торжественно открыты сегодня, 19 апреля, во Дворце единоборств имени Артема Осипенко в Брянске. (далее…)

19 апреля 2024, 13:09

Для брянских ветеранов СВО организовали тестирование по программе «Время героев»

Для ветеранов СВО и действующих участников спецоперации было организовано прохождение тестирования по президентской образовательной программе «Время героев». (далее…)

19 апреля 2024, 13:00

В Брянске проходит совет муниципальных образований региона

В преддверии Дня местного самоуправления сегодня, 19 апреля, в Брянске прошло заседание Общего Собрания Ассоциации «Совет муниципальных образований Брянской области». (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить