О современных брянских педагогах знают за границей
«Труд педагогов начальных классов, наверное, самый тяжёлый, хлопотный и ответственный в школе, им дано великое право раскрыть перед маленьким человеком первые страницы большой книги жизни… И от того, как они это сделают, зависит, каким откроется окружающий мир малышам». Директор средней школы № 2 имени Д.Е. Кравцова города Брянска Елена Анатольевна Данилова, приводя эти слова, в полной мере адресует их учителям своего общеобразовательного учреждения, в том числе и молодом учителю начальных классов Дмитрию Вадимовичу Кондратюку.
Дмитрий Вадимович родился в 1990 году в Брянске. С юных лет мечтал быть учителем. Мечта привела его в Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского. После его окончания Дмитрий Вадимович стал работать в средней школе № 2, влившись в коллектив учителей начальных классов. Учителя сумели создать уютную обстановку для обучения и дают ребятам прочные знания. Посещающие эту школу коллеги из других учебных заведений отмечают доброжелательную обстановку, царящую здесь, и уроки, отличающиеся высоким методическим уровнем. Дмитрий Вадимович, работающий второй год, убеждён, что в начальной школе учащимся нужно уделять особое внимание, ведь им переходить в 5-й класс, и к этому времени они должны уже многое узнать, чтобы успешно адаптироваться в среднем звене. И Д. Кондратюк учится, изучает опыт новаторов, творчески работающих учителей, следит за педагогической литературой, находится в постоянном поиске. У него внутренняя потребность к самообразованию. Он увлекает ребят чем-то новым, интересным, полезным. Таким его начинанием стала «Шахматная школа». Значимость обучения младших школьников игре в шахматы представляется молодому учителю громадной. Он рассуждает: «Что такое шахматы? Наука? Искусство? Спорт? Да, эта древнейшая игра многогранна. Как учителю мне дорога мысль о том, что шахматы — это целый мир, загадочный и интересный. Обучая детей этой игре в нашей «Шахматной школе», мне захотелось проверить такую информацию: «В нашей стране и за рубежом у детей, которые играют в шахматы в школе, показатели успеваемости выше на 35 — 40 процентов». К тому же знаю, что шахматы оказывают благотворное воздействие на психику человека, на его ум, характер и волю. Ведь шахматная партия — индивидуальная борьба. Успех в шахматах зависит от степени развития волевых качеств, от умения владеть ими. Для человека, склонного к рассеянности, рассредоточенности, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания за шахматной доской — драгоценное приобретение. Проблема развития психических процессов детей актуальна и в моём классе. Как учитель начальных классов по образованию я понимаю, что игра в шахматы является также средством формирования и развития такой важной способности, как действия «в уме». И к тому же шахматы — это игра! А игра, игровые технологии в начальной школе являются одной из эффективных форм обучения».
Инициатива учителя абсолютно отвечает и целям всероссийского проекта «Шахматы в школу». Дмитрий Кондратюк рассказывает, что за основу планирования занятий с ребятами он взял авторскую программу «Шахматная школа» под редакцией В.Л. Барского, рекомендованную Министерством просвещения РФ в соответствии с требованиями ФГОСа. Учитель уже может поделиться опытом обучения детей шахматам на примере занятия по теме «Шахматная рокировка».
«Цель занятия — научить детей правилам игры. Я ввожу понятие о шахматной рокировке, знакомлю учащихся с двумя видами рокировки (короткой и длинной) и основными её правилами, учу защищать короля. Дети должны усвоить принципиально новые для них знания. Строю урок по традиционной, привычной для себя и детей модели. Учитываю психологические, возрастные особенности, выстраиваю логическую последовательность изучения нового материала.
Начинаю, как обычно, с шахматной разминки, с актуализации известных сведений. Провожу дидактическую игру «Мешочек» (дети поочерёдно достают из мешочка шахматную фигуру и вспоминают её название, сообщают, как она ходит и какова её ценность). Использую возможность проявить вычислительные навыки при решении шахматно-математических задач (спрашиваю: «Какое действие нужно выполнить? Как называется результат? Используя ценность фигур, найдите значение суммы»).
Чтобы создать у ребят предвкушение чего-то интересного, даже захватывающего, обращаюсь к сказке: «В одно прекрасное раннее утро Белый Король, проснувшись, сладко зевнул, потянулся и выглянул в окно. Неожиданно лицо его исказилось страхом, а из глаз закапали слёзы».
Спрашиваю: «Можно ли помочь Белому Королю? Как?» Слышу ответы: «Позвать на помощь другую фигуру», «Отступить». Выясняем, что есть ещё один способ: Белому Королю можно посоветовать сделать рокировку.
Изучаем правила рокировки. Ребята узнают, что рокировка — удобный способ увести своего монарха из центра доски, где обычно начинается борьба в дебюте. Понимают: основная идея рокировки — обеспечить безопасность короля (если эта задача не выполняется, рокировка теряет смысл). А сказка между тем продолжается: «Почувствовав опасность, Король подходит к своей Ладье и приказывает: «Спрячь меня!» Ладья послушно перепрыгивает через Короля и закрывает его. Главное, чтобы Королю с Ладьёй ничто не мешало: никто не стоял на пути и не угрожал клеткам, по которым они собираются пойти». И хотя в переводе на русский язык слово «шахматы» означает «конец королю» («шах» — это король, «мат» — это конец), итог занятия вселяет в нас оптимизм: с помощью рокировки мы спасли короля!»
«Шахматная школа» Дмитрия Кондратенко продолжает развиваться. Она помогает детям укреплять интеллект, характер, волю, логическое мышление.
В. Вольф (ФРГ)