Читаем «Фронтовую правду». Воздушный разведчик Николай Смирнов
Он не ведет воздушных боев, не вылетает на бомбежку военных объектов, не сбивает самолеты противника, а, наоборот, избегает встреч с ними. У него — скромная, но не менее опасная работа воздушного разведчика. Если истребитель, попав в зону вражеского зенитного огня, может свернуть с курса, а бомбардировщик может скрыться в облаках, разведчик при любых обстоятельствах должен оставаться над целью, которая интересует командование, и фотографировать.
В боевой жизни воздушного разведчика Героя Советского Союза гвардии капитана Николая Смирнова был такой случай. Ему поручили сфотографировать боевые порядки противника на одном участке фронта.
Враг ревностно оберегал этот участок от проникновения наших разведчиков. Вокруг были расположены десятки зенитных батарей, а «Мессершмитты» вились роем, патрулируя над наземными войсками.
У переднего края немцев эту группу встретила восьмерка вражеских истребителей. Завязался упорный воздушный бой. Наши истребители отражали атаки врага, а Смирнов, включив фотоаппарат, начал свою работу. В это время заговорили вражеские батареи. Летчик вел свой самолет на высоте 4000 метров в сплошном кольце зенитных разрывов.
Уже два немецких самолета были сбиты нашими ассами, а Смирнов делал только второй заход на фотографирование. Вдруг в бой вступило еще десять «Мессершмиттов». Наши истребители приняли и этот удар. Ни одной царапины не получил в этом полете самолет разведчика. Он успел трижды сфотографировать участок немецкой обороны и, закончив работу, ушел на свой аэродром.
А в воздухе продолжался ожесточенный бой. Советские ассы сбили еще три вражеских самолета. Шесть наших летчиков вышли победителями в схватке с восемнадцатью немецкими самолетами.
…Гвардии капитан Смирнов совершил 370 боевых разведывательных полетов в тыл врага.
Летчик владеет своей машиной в совершенстве. И именно поэтому сочетает он в себе высокие качества разведчика, бомбардировщика, штурмовика. Во время одного из боевых полетов Смирнов обнаружил, что железнодорожный узел противника на трассе его разведки забит поездами. Здесь было 8 эшелонов с войсками, 4 эшелона с боеприпасами и 2 — с горючим.
О результатах разведки Смирнов сообщил по радио. В ответ он получил приказ разбомбить станцию. В воздухе были два наших экипажа. Немцы вели ожесточенный огонь по Смирнову и его ведомому. И вот неожиданно для противника с высоты 6500 метров Смирнов перешел в крутое пике и сбросил бомбы на один из эшелонов. А затем почти над крышами вагонов он выровнял машину и, набрав высоту, крылся в облаках.
Уходя на свой аэродром, Смирнов видел, как горела станция. Он знал, что еще много часов будут здесь взрываться боеприпасы и снаряды в вагонах. Штурман самолета сфотографировал горевшие эшелоны, и вскоре в части любовались этими снимками.
Николай Смирнов воспитал немало замечательных воздушных разведчиков. Вместе с ними он вылетает в эти дни и ведет разведку в тылу противника. На ширококрылой машине пересекает он лини фронта, летит над лесами, селами и городами Белоруссии, еще томящимися под немецким сапогом.
А. Розен «Фронтовая правда», № 132 (1052), среда, 7 июня 1944 года