Брянские путешественники побывали в гостях у Циолковского

28 марта 2021

Приближается важная дата — 60-летие первого полёта в космос. Событие, поистине, эпохальное. «Клуб путешественников» Брянска открыл новый сезон поездкой в Калугу, которая по праву считается колыбелью космонавтики.

Здесь, в провинциальном городке, более 40 лет жил основоположник теоретической космонавтики, гениальный учёный и философ Константин Эдуардович Циолковский. Провидец и мыслитель, он предложил использовать ракеты для покорения Вселенной, а в качестве топлива для них — смесь кислорода и водорода, определил время обращения искусственного спутника вокруг Земли, а также описал полёт на Луну и влияние невесомости на человека, предложив использовать специальные скафандры, тросы и шлюзы для выхода в безвоздушное пространство.

Алексей Леонов, первым из людей шагнувший в бездну, удивлялся, насколько точно в своей книге «Вне Земли» Константин Эдуардович предугадал ощущения и положение человека в открытом космосе. Это произведение Алексей Леонтьевич прочитал перед стартом и поразился достоверности описания. В калужском доме-музее родоначальника космической эры, Леонов посетил «светёлку» — кабинет Циолковского — и мансарду, где за столярным верстаком и другими станками работал учёный. Отсюда через специальную дверь Циолковский выходил на крышу дровяного сарая, чтобы наблюдать за звёздами. Леонов образно назвал её «дверью во Вселенную». Прикоснулись к ней и мы.

А провела нас по дому мыслителя экскурсовод Валентина Николаевна Герасимова, познакомившая с историей здания и его владельцев. Обстановка, в которой создавались великие труды по ракетостроению и космонавтике, спартанская. Учёный и его семья (а у него было семеро детей) жили очень скромно. Часть денег Циолковский тратил на издание брошюр, популяризовавших его взгляды. Особенно впечатлила нас «светёлка» — кабинет на втором этаже, куда ведёт довольно крутая лестница, напоминающая космический трап. Здесь нас встретил… сам Константин Эдуардович! Да-да, в шляпе, толстовке с рукописью в руках! Конечно, это был загримированный сотрудник музея, но мы испытали настоящий шок от неожиданности. Здесь же нам показали первую аэродинамическую трубу, разработанную Циолковским и опытах, проводимых им. Экспонаты второго этажа подлинные — они ярко иллюстрируют ту дистанцию, которая пролегла от рубанков и напильников до стройной теории «космического летания», созданной учёным.

Интересный факт — в 1934 году, незадолго до смерти Циолковский предсказал, что первым космонавтом будет советский человек — парень с открытым русским лицом и глазами сокола, лётчик, этот человек уже родился. И оказался прав: 9 марта 1934 года на свет появился Юрий Алексеевич Гагарин, навсегда вписавший своё имя в историю космонавтики.

Символично, что именно он, побывавший на околоземной орбите, в 1967 году заложил первый камень в фундамент первого в мире музея космонавтики! Побывав здесь, невозможно не испытать гордость за отечественных учёных и лётчиков, покоривших космос. Великие люди, великая эпоха!

Ирина Марченкова