Рязанские артисты показали в Брянске свою «Шинель-Пальто»
Гастроли Рязанского областного театр драмы на брянской сцене открылись эксцентричным спектаклем, поставленным в марте этого года знаменитым режиссёром Иосифом Райхельгаузом. Музыкальная фантазия с танцами на льду «Шинель-Пальто» была с воодушевлением принята искушенной брянской публикой.
Премьера этого спектакля мистическим образом совпала с очередной годовщиной смерти Н.В. Гоголя: 21 февраля 1852 года – 4 марта по новому стилю. Правда, гоголевский сюжет смело перекроили по собственным лекалам, что называется шиворот-навыворот. Действие начинается с… похорон Акакия Акакиевича Башмачкина. Так что историю его жизни и смерти зритель видит в ретроспективе.
Кроме того, постановка максимально адаптирована под современные реалии. Пьянчужка-портной Петрович предстает перед нами в образе модного кутюрье, служанка Марфа превращается в интеллигентную петербуржскую даму, у начальника департамента появляется незапланированная Гоголем бойкая сексапильная секретарша, да и сами чиновники спешат со службы кто по домам, а те, кто покруче, по… дамам. Да и некоторые персонажи выходят на сцену прямо из зрительного зала.
Песни, танцы, джаз, фигурное катание на коньках… В этом вихре жизни легко затеряться. И прямо на наших глазах трагедия «маленького человека» превращается в буффонаду с участием «кордебалета». Причём Акакия почему-то совсем не жаль. Как говорит одна из зрительниц, ставшая соучастником действия, мог бы этот бедолага не копить год на шинель, а пойти в секонд-хэнд и приодеться!
Впрочем, финал драмы довольно мрачноватый: нам предлагают надеть гигантскую шинель, разворачивая бесконечный рулон черной ткани. Получается некий смысловой «перевертыш». Мол, мы не только вышли из гоголевской «Шинели», но в неё и войдём!
Не каждый, думаю, согласится с новым прочтением истории маленького чиновника Акакия Башмачкина. Но многим такая интерпретация знакомой со школы повести пришлась-таки по душе.
Фото: Ирина Марченкова/«Брянская учительская газета»