В Брянске завершились гастроли Рязанского театра драмы
Гости из Рязани под занавес гастролей показали брянцам страшную сказку Карло Коллоди. Спектакль «Пиноккио. Переплыть море» пополнил серию экспериментальных постановок рязанской труппы и был номинирован, между прочим, на «Золотую маску» (главную театральную премию).
История приключений деревянного человечка в интерпретации итальянки Луизы Гарро выглядит как психоделическая фантазия и совершенно непохожа на известную нам с детства веселую и светлую сказку Алексея Толстого про Буратино, где добро побеждает зло. Счастливого финала в драме-маскараде не будет.
Оригинальная постановка рассказывает нам о скитаниях Пиноккио в бурном житейском море, треволнениях и штормах, которые ему довелось пережить из-за собственной глупости и доверчивости. Голова-то у парня деревянная, что такое голос разума ему неизвестно. А советы мудрого Сверчка он пропускает мимо ушей. Однако герою предстоит научиться жить, подчиняясь общественным правилам.
На сцене минимум декораций – кровать и шкаф за полупрозрачным занавесом, отделяющим наш мир от иллюзорного мира сна и сказки. Фигура Пиноккио множится, как в зеркальной комнате. Главный герой (почти по Фрейду) предстает перед нами сразу в двух ипостасях – рассказчика, смотрящего на происходящее как бы со стороны, и куклы, от лица которой он ведет своё повествование.
К слову, в спектакле заняты всего шестеро актеров, каждый из которых на сцене перевоплощается в самых разных персонажей, с которыми сталкивается Пиноккио, – убийц, крестьян, директоров цирка и театра кукол, кота и лису, зазывающих в страну дураков, похоронную команду.
Смерти, к слову, здесь уделено много места. Зритель вслед за Пиноккио погружается в мрачную атмосферу спектакля. Она затягивает словно темная бездна. Вынырнуть оттуда очень нелегко. «Главное правило: всё в этом мире обречено на смерть, и все нуждаются в заботе, чтобы смерть была легкой и достойной», — такой посыл Карло Коллоди. Возможно, такой исход итальянцам не кажется трагичным, но неподготовленного зрителя эта тема пугает.
Фото: М. Свиридова