Брянский учитель растит гениальных учёных
Сегодня, 5 октября, в День учителя поздравления с профессиональным праздником принимает заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, преподаватель биологии Юлия Вячеславовна Филичева. Она работает в Брянском городском лицее № 1 имени А. С. Пушкина с момента его основания.
Для Юлии Вячеславовны приход в это учебное заведение стал поистине судьбоносным.
– В 2010 году вы стали заслуженным учителем РФ. Расскажите, за что Вы удостоились этого звания?
— Получила я его, наверное, за успехи в моей педагогической деятельности, отражением которой являются достижения моих учеников. Среди них немало призёров и победителей предметных олимпиад, от регионального до всероссийского уровня, победителей международных конкурсов исследовательских работ, прекрасных профессионалов, молодых ученых, кандидатов наук.
– За 30 лет вам приходилось работать с разными учениками. Вероятно, попадались и те, кому биология очень тяжело давалась. Как вы помогали им?
— Если ребенок занимается в профильном классе, старается, но у него не все получается, я даю ему посильные задания и стараюсь его всячески поддерживать, давая понять, что шаг вперед он уже сделал, он молодец. Хуже, когда твой подопечный элементарно не заинтересован и не мотивирован ни в предмете, ни в результате вообще.
Бывали в моей практике случаи, когда, понимая, что передо мной будущий отличный врач, я боролась с хронической ленью этого талантливого разгильдяя, но «собирался» он обычно только к лицейской сессии, которую сдавал на «отлично». Так, мой Дима Кудрявцев, поступив в Смоленский медицинский институт, уже с первого курса стал работать на «скорой» даже на каникулах. А по окончании вуза стал специализироваться в нейрохирургии, разработал сложнейшую методику операций на стволовой части мозга, которой заинтересовались не только отечественные клиники, но и европейские.
– Уже в начале своего педагогического пути вы считали, что преподавание — это искусство. Не изменили со временем этого убеждения?
— Нисколько. Учитель не только учит, он творит, создает человека, изменяет и совершенствует его духовный облик, ведет за собой. Обучение — это сотрудничество, сотворчество учителя и ученика, это взаимоуважение и взаимодействие, в результате чего формируется личность молодого человека и развивается профессионализм педагога. И еще один нюанс. Учитель, как актер, свои проблемы должен оставлять за дверью аудитории и входить в класс с добром, любовью и уважением.
Напомним, что в минувшую пятницу в Брянске прошла торжественная конференция, на которой чествовали лучших представителей педагогической профессии.
Фото из архива Ю. Филичевой