Государственный реестр уставов муниципальных образований как один из элементов обеспечения единства правового пространства
Обеспечение единства правового пространства является одной из основных задач Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области как территориального органа Министерства юстиции Российской Федерации.
Деятельность Минюста России и его территориальных органов по обеспечению единства правового пространства заключается, по большей части, в обеспечении соответствия нормативных правовых актов Брянской области федеральному законодательству, а уставов муниципальных образований федеральному и региональному законодательству.
Для достижения цели обеспечения единства правового пространства, в части соответствия уставов муниципальных образований федеральному и областному законодательству, Управлением Минюста России по Брянской области осуществляется ведение государственного реестра уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее — государственный реестр).
Приказом Минюста России от 20.05.2021 № 79 утвержден Порядок ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него.
Для того чтобы понять, какую роль в обеспечении единства правового пространства играет государственный реестр нужно разобраться, что он собой представляет, и какие сведения в нем содержатся.
Государственный реестр является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований и состоит из государственных реестров уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Государственный реестр ведется на бумажных носителях и в электронном виде и включает в себя следующие сведения:
государственные регистрационные номера уставов и муниципальных правовых актов;
реквизиты уставов и муниципальных правовых актов (орган, принявший устав, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав; наименование устава, муниципального правового акта; номер и дата муниципального правового акта об утверждения устава; номер и дата принятия муниципального правового акта, вносящего изменения в устав);
тексты уставов и муниципальных правовых актов, в том числе в виде графических изображений (pdf-образы);
тексты решений представительного органа муниципального образования о принятии устава в виде графических изображений;
дополнительные сведения, такие как: тексты актов прокурорского реагирования (представления, протесты, заявления в суд);
тексты судебных актов (решения, постановления, определения);
сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) устава или муниципального правового акта после их государственной регистрации.
Особую ценность для обеспечения единства правого пространства Российской Федерации представляет наличие актуальных редакций уставов муниципальных образований (то есть с учетом всех внесенных в них изменений), включенных в государственный реестр в электронном виде.
Уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными.
Доступ к государственному реестру в электронном виде обеспечивается через портал Министерства юстиции Российской Федерации «Нормативные правовые акты в Российской Федерации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф).
Помимо возможности доступа к сведениям государственного реестра по средствам вышеупомянутого портала, сведения государственного реестра могут быть предоставлены Управлением Минюста России по Брянской области физическим и юридическим лицам по письменным запросам, составленным в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
При отсутствии в государственном реестре необходимых сведений автору запроса направляется соответствующий ответ.
Срок предоставления указанных сведений составляет не более 30 дней со дня регистрации запроса в территориальном органе.
Ведение государственного реестра позволяет обеспечить полный учет уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, обеспечить соответствие данных муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству.