Эксперты высказались о потопе в Брянске после сокрушительного ливня
Обрушившийся вчера, 2 июня, на Советский район Брянска, экстремальный ливень вызвал много комментариев в соцсетях. По поводу подтопления поделились своим мнением и эксперты.
Фото и видео буйства стихии заполонили брянские соцсети: водопады, бурлящие потоки на улицах, вода в магазинах, подтопленные автомобили во дворах, рухнувшие деревья. Зачастую картинки сопровождались возмущенными комментариями: как так получилось, что ливневая канализация не справилась?
— С интересом и сочувствием наблюдал вчера за соцсетями Брянска, — говорит член общественной палаты Чувашской республики Альберт Комахидзе, — с сочувствием к пострадавшим от непогоды и с интересом комментаторам. Такое ощущение, что некоторые брянцы верят в городскую инфраструктуру как малые дети во всесильную маму: что бы ни случилось, она обязательно спасет и защитит. А если стихия обрушивала на город больше воды в минуту, чем может принять за ту же минуту канализация, следуют очень эмоциональные разочарование, обида, возмущение. Почему-то эти люди не удивляются, что набранная в ванну вода не сливается из нее мгновенно, а от ливневки требуют физически невозможного — немедля удалить всю дождевую воду, сколько б ее ни выпало.
— Понятны общественные ожидания полного избавления от любых природных катаклизмов, — говорит руководитель Архангельского экспертного клуба, член Общественной палаты Архангельской области Вадим Трескин, — Однако надо трезво оценивать возможности муниципалитетов в быстром (в течение считанных часов если не минут) отводе больших объемов дождевой воды. Однако надо признать, что такие технологии очень затратны в исполнении и не всегда поддерживаются той же общественностью в конкуренции с асфальтированием улиц, дворов, внутридворовых проездов, детских площадок и прочих каждодневных потребностей горожан.
Реальность свидетельствует, что в цивилизованной и благоустроенной Европе периодически дожди также вызывают подтопления, да такие, что гибнут люди. В США тоже бывает разгул стихии, приводящий и к наводнениям в городских поселениях, и к настоящим потопам. В африканском Тунисе несколько лет назад автомобили плавали по улицам. Говорят, что в Японии система приема и отвода дождевой воды идеальна — там гигантские подземные сооружения, каналы, водохранилища. Но в 2018 году в результате дождя погибло около двухсот человек, были повреждены сотни тысяч зданий, остановили работу «Мазда» и «Тойота». Жители Брянска должны трезво оценить, насколько в их городе реально появление чудесной, волшебной, практически единственная за всю историю человеческой городской цивилизации системы водоотведения, отводящей любые объемы воды мгновенно.
— Идеального решения, конечно, нет, но есть решение приближенное к идеалу, — говорит депутат Госдумы, куратор секции «Архитектура и градостроительство» Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при Комитете Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Николай Алексеенко, — Нужно проанализировать все проектно-планировочные решения, всю гидрометеорологию, прогнозы, расчеты, построить 3D-модель территории тогда уже и решать проблему системно. Это серьезные затраты, но нужно изыскивать средства и решать проблему.
Александр Музальков, архитектор Брянска, также считает, что близкая к идеалу ливневая канализация — дорогостояще удовольствие.
— Проблема с ливневкой свойственна многим городам. В благополучном Белгороде, который похож на Брянск структурой построения дорожно-транспортной сети и перепадами высот, обильные дожди вызывают еще более критичные подтопления. Но ни в Белгороде, ни в Брянске решить проблему кардинально не удается — исторически сложившаяся застройка делает масштабный проект водоотведения сверхдорогим.
А вот при проектировании новых дорог и кварталов ливневую канализацию нужно проектировать. Причем, с учетом соседних кварталов. Такой подход постепенно будет улучать ситуацию. Но, например, в районе переходов через Судки без принципиального изменения, без радикальной перестройки, это не поможет.
Именно такое решение — создание ливнёвки на новых объектах с учетом старых проблем — и выбрала Брянская городская администрация. В проблемном месте, примыкающем к переулку Пилотов, начато строительство новой дороги, одной из ключевых функций которой станет обеспечение водоотвода с прилегающей территории. По обе стороны дороги будет построена ливневая канализация, она обеспечит отвод дождевой воды, в том числе от домов по переулку Пилотов, сообщает портал Город32.
Фото: bga32.ru