Брянские эксперты прокомментировали отказ от Болонской системы высшего образования

Минобрнауки осенью внесёт на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая должна будет сменить дискредитировавшую себя Болонскую.
Таким образом, в российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат.
Своим мнением о том, какой должна быть новая система высшего образования в России, и в каких случаях имеет смысл сохранить бакалавриат поделились брянские члены Экспертного клуба.
Так, ведущий научный сотрудник Брянского филиала РАНХиГС Екатерина Карпенко считает, что Болонская система, так долго царившая в России, показала свою несостоятельность. Всё это время учёные, представители высшей школы говорили об ошибочности механического внедрения этой системы.
— Очевидно, что возвращение специалитета на технические направления позволит поднять интерес молодёжи к ним, поскольку из вузов будут выпускаться уже не подмастерья. Да и для выпускников сразу закрывается вопрос магистратуры, для абсолютного большинства отпадает необходимость в ней, — говорит эксперт.
Екатерина Викторовна уверена, что специалитет необходимо возвращать для учителей и экономистов. Это позволит повысить уровень подготовки выпускников, а, значит, что и их потенциал будет реализовываться гораздо эффективнее. Наше государство нуждается в эффективных специалистах, а бакалавриат не всегда это обеспечивает.
По мнению учителя общественных дисциплин средней школы № 3 г. Суража Брянской области Светланы Ярошенко, новая система высшего образования в России должна взять элементы из советской системы образования (бесплатное образование для всех, производственная практика, поощрение исследовательской и научной деятельности и другое).
— Ведь советское образование было самым лучшим и качественным. Но так как общество стало уже другими, более демократичным, открытым, то необходимо это и взять за основу для новой системы образования. Необходимо создать новую систему с опорой на интересы национальной экономики и с учётом исторических и культурных традиций государства, — убеждена Светлана Николаевна.
Аналитик Юрий Лобунов, ссылаясь на данные Минобрнауки за 2020 год, отмечает, что в стране обучалось 241 тысяча экономистов, 174 тысячи специалистов лечебного дела — будущих врачей, 82,5 тысячи государственных и муниципальных управленцев.
— Если все эти специалисты были обучены, подготовлены, то что же у нас наблюдаются проблемы в экономике, недостатки в управлении и невероятный дефицит медработников? Может быть, ответ в том, что по данным Росстата, треть выпускников университетов ни дня не проработали по полученной специальности? Или в том, что ставшие престижными два-три диплома никак не изменяют уровень компетенций? — говорит эксперт.
Возвращаясь к Болонской системе, Юрий Николаевич отмечает, что по сути никакой системы нет, есть процесс. Цель которого — унифицировать национальные системы образования, подогнать их к единым требованиям современного рынка труда.
— Может быть, стоит проанализировать цели Болонской системы? Вспомнить, что система образования — не вещь в себе, что её цель — не самосуществование и обеспечение безбедной жизни ректорам, а подготовка кадров для народного хозяйства? Для того самого рынка труда? И, если в народном хозяйстве наблюдаются неурядицы, вина лежит на уважаемых ректорах, готовящих кого угодно, но только не нужных стране специалистов? И заветные три диплома вовсе не являются залогом полезности трижды выпускника экономике страны? — говорит эксперт.
Он надеется, что после внесения Минобрнауки на рассмотрение Госдумы предложения о формате новой национальной системы высшего образования, депутаты зададут вышеозначенные вопросы перед тем, как принять предложения.