Порядок аккредитации физических и юридических лиц в качестве независимых экспертов по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов
Одной из мер профилактики коррупции в обществе является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
Помимо государственных органов власти законодатель предусматривает возможность проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов независимыми экспертами.
Ими могут стать как физические, так и юридические лица, получившие аккредитацию, которая выдается Министерством юстиции Российской Федерации.
Порядок аккредитации лиц в качестве независимых экспертов установлен приказом Минюста России от 29.03.2019 № 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Не все лица, желающие стать независимыми экспертами, могут получить аккредитацию. В частности, ими могут быть:
1) граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, за исключением:
граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость;
граждан, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
граждан, осуществляющих свою деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
2) юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, удовлетворяющих требованиям, указанным выше для физических лиц, но в любом случае это не могут быть:
международные и иностранные организации;
некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента.
Если физическое (юридическое) лицо соответствует вышеназванным требованиям, оно может направить пакет документов, указанный в приказе Минюста России № 57, почтовым отправлением, представить непосредственно в Минюст России через ящик для корреспонденции Минюста России либо направить его через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.ru).
Необходимо отметить, что для того, чтобы стать независимым экспертом и проводить антикоррупционные экспертизы нормативных правовых актов, не обязательно быть юристом. Можно быть экономистом, программистом, инженером и т.д. Обязательным условием является только лишь наличие высшего образования и стаж работы по специальности. Данная норма обусловлена разнообразием сфер деятельности, в которых принимаются нормативные правовые акты. Это позволяет специалисту в конкретной области провести более качественную экспертизу правового акта и своевременно выявить в нем (в случае их наличия) коррупциогенные факторы.
Заявление о предоставлении аккредитации, поступившее в Минюст России, рассматривается в течение 25 рабочих дней со дня его регистрации.
После рассмотрения документов заявителю направляется уведомление об аккредитации или отказ в ней (в случае установления несоблюдения им требований законодательства).
Срок действия аккредитации независимого эксперта составляет 5 лет. В случае истечения срока действия аккредитации и желания эксперта продолжить данную деятельность, ему необходимо будет подать снова документы на аккредитацию в обычном порядке.
Государственная услуга по аккредитации независимых экспертов предоставляется без взимания государственной пошлины или иной платы.
Независимый эксперт при проведении экспертизы не ограничен в выборе правовых актов. Это могут быть как акты, принятые на федеральном уровне (кодексы, законы, постановления Правительства РФ и др.), так и акты, принятые на региональном уровне (субъектами Российской Федерации) или местном уровне (органами местного самоуправления).
Минюст России ведет реестр независимых экспертов, получивших аккредитацию на проведение экспертизы (отдельно по физическим и юридическим лицам). Данная информация размещается на официальном сайте названного государственного органа.
Проекты нормативных правовых актов размещаются государственными органами на своих сайтах. А в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы и организации — разработчики проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на согласование в государственные органы и организации, размещают эти проекты на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
С 01.07.2015 независимые эксперты имеют возможность «прикреплять» свои заключения по результатам антикоррупционной экспертизы к проектам, размещенным на вышеназванном сайте. Это сделано в целях обеспечения дополнительной открытости органов государственной власти.
Таким образом, в рамках антикоррупционной политики Российской Федерации независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов является важным институтом гражданского общества, направленным на недопущение появления коррупциогенных факторов в нормативно-правовом пространстве.
Фото: d19110.edu35.ru