В Брянске проведут мастер-класс лидеры театральной педагогики
11 – 12 октября в Брянске пройдёт расширенный методический мастер-класс лидеров театральной педагогики России. Ведущие научные сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета – кандидат искусствоведения Александра Никитина и учёный секретарь секции театральной психологии и педагогики Российского психологического общества Татьяна Климова встретятся с участниками областного фестиваля детских и юношеских театральных коллективов «Классика в классы».
Его организаторы фестиваля — департамент образования и науки и департамент культуры Брянской области. Методическое сопровождение оказывают Брянский театр юного зрителя, Брянский областной методический центр «Народное творчество», а также Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина – ставят амбициозную цель — создать новую творческую, образовательную и воспитательную площадку, способствующую выявлению талантливых детей и воспитанию у подрастающего поколения Брянщины культурных и нравственных ценностей посредством вовлечения школьников в театральное творчество.
Задача непростая, поэтому в рамках фестиваля «Классика в классы» для руководителей школьных театров и тех, кто собирается создать такой коллектив, организуют мастер-классы с участием ведущих мастеров сцены и театральных педагогов Москвы, а также Брянской области.
Александра Никитина и Татьяна Климова — активные участники проектов департамента культуры города Москвы «Театральный класс» и «Большие гастроли». В настоящее время они ведут магистратуру «Театральная педагогика и режиссура образовательной среды» в Московском городском педагогическом университете и проводят семинары и мастер-классы по театральной педагогике во многих регионах России. Более того, Лаборатория социокультурных образовательных практик МГПУ стала официальной методической площадкой по разработке и внедрению методик подготовки руководителей школьных театральных коллективов.
Стоит отметить, что театральная педагогика, как и фестиваль школьных театров, не ставят цель вырастить из каждого ученика профессионального актёра. Задача принципиально другая. С помощью театральных практик и развития актёрской техники, фантазии, сценической речи дать импульс развитию внутреннего таланта каждого ученика. Ведь, как известно, неталантливых детей не бывает!
По поводу целеполагания самого предмета — театральной педагогики — кандидат искусствоведения Александра Борисовна Никитина в своей монографии «Театральная педагогика в городе: неформальные ресурсы образования» пишет так:
— Когда мы говорим о театральной педагогике, то имеем в виду не репродукцию форм классического или современного профессионального театра на детской любительской сцене, не костюмированный праздник и не заученное повторение детьми чужих текстов, а проживание личностно значимых событий «в сфере воображения». Такое проживание может случиться на уроке математики в первом классе, где «магическое ЕСЛИ БЫ» (придуманное К.С. Станиславским) превращает детей в цифры и знаки. И тогда Плюсик стремится всех соединить, а Минусик всех оторвать друг от друга, и знаку «равно» надо всех уравновесить, пока цепочка из людей-чисел и людей-знаков не изменилась. Личностное проживание события может случиться на уроке географии в средней школе, где отважным средневековым путешественникам нужно изобрести способ ориентироваться в океане. Но также это может произойти при подготовке старшеклассниками квеста, или праздника для малышей, или при постановке школьного спектакля. Это может происходить где угодно, в том случае, если мы не воспроизводим застывшие формы культуры, а активно действуем «в сфере воображения».
Будем надеяться, что театральная педагогика станет значимой поддержкой брянским учителям. Помощь в этом окажет фестиваль школьных театров «Классика в классы», который будет проводиться сначала в районах области, а потом в Брянске — на сцене ДК БМЗ областного методического центра «Народное творчество».
Б. Антропьев, член жюри фестиваля, руководитель литературной части Брянского театра юного зрителя, театральный педагог и продюсер