Школьникам Брянска покажут мир в черно-белом цвете

21 января 2023

20 января в Брянской детской художественной школе открылась выставка «Черно-белая фотография». Среди авторов — выпускники и преподаватели этого учебного заведения, а в числе первых посетителей — нынешние учащиеся школы.

На суд зрителей представлено более полусотни фоторабот. Разные жанры, разные авторы, разные города. Объединяет их монохромный стиль. Фотохудожники показывают нам мир в чёрно-белом цвете, акцентируя внимание зрителя на самом главном — сути сюжета. Яркие цветные пятна отвлекают, считают мастера, мешают восприятию.

Как образно подметил один из моих собеседников, руководитель фотостудии «Ракурс» Центра внешкольной работы Советского района Брянска Геннадий Титов: «Когда мы снимаем людей в цвете, мы фотографируем их одежду. А на черно-белых фото запечатлеваем их душу».

Фотохудожники как бы возвращаются к истокам. Ведь в момент зарождения фотоискусства в середине XIX века дарреготипы были чёрно-белые. И хотя многие кадры сняты сейчас на цифровые камеры, но обработаны и стилизованы так, что разница с теми, что отпечатаны на фотопластинах, даже не заметна.

Воспитанники художественной школы и их ровесники из фотостудии «Ракурс» с интересом разглядывали и обсуждали представленные на выставке работы — цикл оригинальных снимков «100 видов Карачевской улицы 2015 — 2022 годов» Леонида Тучнина из Орла, серию пейзажей Павла Капустина «К свету» с узкими улочками итальянских городов Флоренции и Сиенны, на которых теснятся дома, а также необычные фотозарисовки Марины Свиридовой, посвящённые Брянску. Знакомый город предстаёт в совершенно неожиданном ракурсе — он полон тайн и загадок.

Выразительные портреты жителей окраины в серии «Современники» создал преподаватель БДХШ Владимир Приходько. Ребята подолгу всматривались в доброе с лучиками морщин лицо бабы Маши и натруженные руки деревенского Кулибина, пытались понять, что скрывается за хитроватой улыбкой деда «Гуцула».

Фотографии одного из организаторов выставки Владимира Хроменкова трогательны и человечны. Многие из них хранятся в Русском музее. Копии самых удачных и атмосферных снимков можно увидеть и на нынешней выставке.

Тамара Цилиакус представила несколько работ, но самая пронзительная из них — «Прихожанин», сделанная в Белобережской пустыни. В дверях скромного деревянного храма застыл инвалид-колясочник, собирающийся выйти в мир. Ещё мгновенье и он исчезнет, растворится в сером проёме. Что-то ждёт его впереди? Женщина, служащая в храме, печально смотрит ему вслед…

Притягивают взгляд и работы Николая Бабаянца, сделанные ещё в 1990-х на чёрно-белую фотоплёнку и наполненные тёплой атмосферой Закавказья.

Очарованием веет от графически выверенных фото Татьяны Озёриной. Она работает фотографом в Орловской детской хореографической школе имении Э.М. Панковой, и героини её работ — хрупкие, как цветы, балерины. Их точёные, изящные фигуры кажутся парящими в воздухе.

Таинственный флёр окутывает натюрморты Ирины Федичевой. Они словно вне времени — принадлежат и дню сегодняшнему, и прошлому. Очень поэтична «Вечерняя элегия» — волшебно-невесомая, с нотками ностальгии о былом.

Под старину стилизованы городские репортажные снимки Галины Семёновой. Её вдохновил город на Неве. «Один день в Питере» растянулся на целую серию замечательных фото.

Фотовыставка в стенах художественной школы — явление не совсем привычное. Здесь работают с карандашами и красками, придумывая сюжеты. Люди же с фотоаппаратом и цепким взглядом подмечают и фиксируют мгновения. Повторить или переснять кадр в силу его сиюминутности практически невозможно. Но и тут главное — умение видеть.

Поэтому директор БДХШ Лилия Львовна Астахова приветствует эту инициативу выпускников и преподавателей школы. Обращаясь к юным посетителям выставки, она отметила:

— В наш стремительный век, чтобы реализовать все идеи и замыслы, живописцу не хватит ни времени, ни рук. Фотокамера позволяет создать интересные работы, выхватывая из потока жизни эпизоды и сохраняя их для нас, зрителей. Кроме того, фотография (светопись) развивалась внутри изобразительного искусства и поначалу служила в помощь художнику. Многие маститые мастера XIX века, такие как Эдгар Дега, экспериментировали с фото.

Алексей Лаушкин также отметил общность двух видов искусства: «На фото, как и на картине, важны сюжет, идея, которую несёт автор, и композиция». Он призвал ребят работать над собой и учиться у фотохудожников этому непростому мастерству.

Фото: Ирина Марченкова/«Брянская учительская газета»

0+

БАРС Брянск

Еще по теме:

Март 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Картина дня
16 марта 2025, 16:40

К 9 Мая в брянской Клетне отремонтируют воинские захоронения

К 80-летию Великой Победы в Клетне Брянской области отремонтируют четыре памятные места (далее…)

16 марта 2025, 13:14

Губернатор Брянской области поздравил работников ЖКХ с профессиональным праздником

В сообщении, опубликованном на странице Александра Богомаза в социальной сети «Телереграм» говорится: (далее…)

16 марта 2025, 12:35

Волонтёры брянских Комаричей отправили очередную партию гуманитарной помощи

Из Комаричского района Брянской области отправилась на фронт очередная партия гуманитарной помощи в поддержку военнослужащих (далее…)

16 марта 2025, 12:16

Брянские медики получили социальную спецвыплату

Свыше 7,8 тысячи специалистов первичного звена здравоохранения, центральных районных, районных и участковых больниц, а также работники станций и отделений скорой помощи (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить