В день юбилея И.А. Крылова краеведы напомнили о его связях с Брянщиной
13 февраля исполнилось 255 лет со дня рождения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 — 1844). История о том, как юный Иван Андреевич чуть было не стал брянским жителем и что этому помешало, довольна известна. Но передаётся по-разному. Ещё в середине 90-х годов XX века брянские краеведы Ф.С. Исайчиков и И.М. Полозов в своих изысканиях определились, что во всем «виноваты» родители Ивановой «зазнобы». Короче говоря, влюбился Иван (с кем не бывает), но был отвергнут корыстолюбивыми мещанами.
Знакомство будущего баснописца с дочерью брянского протопопа Анной Константиновой произошло в начале 1790-х годов, во время его посещения Брянского уезда. Ей было на тот момент чуть более 15, а Крылову — немногим более 20 лет. Юноша был безвестен, гол, как сокол и фактически нищенствовал. А в Брянске оказался из-за желания «на народ посмотреть, и себя показать» на знаменитой Свенской ярмарке. Уже на закате, очутившись на одном из склонов оврага Подарь (теперь это Карачиж), он склонился к роднику. Здесь будто бы и произошла эта встреча с Анной, между ними вспыхнула любовь.
«Крылов зачастил в Брянск, к Петропавловскому монастырю, в семью протопопа; потом решился и попросил у родителей Анны руки их дочери. Громом среди ясного неба прозвучал категорический отказ», — писал Ф.С. Исайчиков в своей книге «По старому Брянску с почтовой открыткой».
А был ли отказ? Мнения краеведов расходятся. По версии брянского писателя Якова Соколова, Крылов после того, как подарил девушке посвящённые ей стихи собственного сочинения, отбыл в Санкт — Петербург. По другой версии, именно бедность Ивана стала причиной вынужденного разрыва. Родители девушки были обеспечены и потому тщеславны, а Иван тогда кроме стихов, ничего не мог предложить своей возлюбленной. И в результате уехал, не получив родительского благословения.
Дальше — интересней. Якобы юная особа стала так тосковать по своему милому, что родители сжалились над ней, скрепя сердце согласились на брак, и в письме пригласили юного Крылова приехать в Брянск. Но в ответ потенциальный жених попросил привезти невесту к нему в Петербург. Причина была банальная: у Ивана просто не было денег на дорогу. На это опять-таки, оскорбившись, не согласились её родители. Таким образом, счастливого возвращения не состоялось, и каждый остался при своём.
«Будь брянские Константиновы чуть прозорливее, — замечал в связи с этим брянский краевед Владимир Деханов, — они не упустили бы жениха, имя которого навечно осталось в русской литературе».
И никакого хэппи-энда! Анна так и не вышла замуж, хотя ей выпадали выгодные партии, а Крылов на всю жизнь остался холостяком. И можно бы безусловно принять эту романтическую, но печальную версию за истину, если бы участники этой истории потрудились оставить потомкам хоть один бросовый документик. Так нет же. А потому возникла ещё одна версия, самая «земная».
Будто бы Иван Андреевич Крылов трижды сватался к барышне Екатерине Алексеевне Константиновой — внучке Ломоносова (по матери) и дочери учёнейшего А.А. Константинова — личного библиотекаря Екатерины II. Большой, грузный и совершенно бесперспективный, Крылов был совершенно неподходящей партией, и сам это понимал. Сестра Екатерины Софья счастливо вышла замуж за генерала Н. Раевского, в их семье часто бывал молодой Пушкин….
Представили себе эту семейку? Стало быть, Крылову там отказали. Екатерина осталась на всю жизнь девицей, так никого себе и не выбрав. До самой старости её провожали любопытными взглядами — как несостоявшуюся невесту Крылова. Эта невесёлая история превратилась в легенду о некоей Анне, дочери брянского протопопа, которая любила, да так и не вышла замуж.
Анна Макаренкова
На снимке: тот самый святой источник «Подарь» у подножия Карачижской горы в Брянске, где, по легенде, произошла встреча Ивана Крылова с Анной Протопоповой.
Фото предоставлено интернет-ресурсом «Родной край, милая сердцу Брянщина»