Брянский театр кукол посвятил новую постановку юным героям-антифашистам
В Брянском театре кукол состоялась премьера спектакля «Кто не спрятался, я не виноват» по пьесе драматурга из Тулы Рагима Мусаева. Постановку осуществил ещё один туляк – режиссёр Андрей Абрамов. История, рассказанная авторами, стала настоящей связующей нитью между людьми разных поколений. Ведь она – о подвиге всего нашего народа и каждого отдельного рода.
Нам, выросшим в СССР, с детства были известны имена пионеров-героев — Лени Голикова, Марата Казея, Лизы Чайкиной, Вали Котика, Саши Чекалина. В их честь были названы сотни пионерских отрядов и дружин. Один из когорты этих отважных ребят – и Володя Казначеев, сражавшийся с врагами в Клетнянских лесах. Закончив школу минёров, парнишка пустил под откос 8 фашистских эшелонов. «Брянским сусаниным» называют Мишу Куприна. 13-летний партизан завёл врагом в болото, чтобы спасти отряд «Слава». Аркадий Кузнецов в 12 лет стал бойцом Малиновского партизанского отряда, был подрывником, участвовал в боевых операциях. Старшие товарищи ласково называли его «наш Гаврош»…
В основе постановки, созданной специально для брянского театра, — исторические материалы о подвигах юных антифашистов Брянщины. Их предоставили сотрудники Мемориального комплекса «Партизанская поляна» и Брянского государственного краеведческого музея. Главный образ – юного партизана Мишки – собирательный.
События разворачиваются одновременно в двух временных плоскостях — в наши и военные дни. Бабушка напоминает Мишке, «зависающему» за игрой «танчики» и видеомонтажом, о фотографию, которую отфотошопить для «Бессмертного полка». Оказывается, на ней — Мишкин прадед Михаил Иванович, которому в годы войны было лет 12-13. Вот только о его боевом пути они не знают. Мишка по привычке лезет в Интернет и находит там точно такую же фотографию со странной надписью: «Папе Лёше от сына Миши на добрую память»… Поиски истины заставляют современного паренька погрузиться в события прошлого.
Стеллаж и дверь обычной квартиры трансформируются то в поезд, то в партизанскую землянку. Штора на заднике сцены становится киноэкраном, на который проецируются видеокартинки брянского леса. Настольная лампа заменяет прожектор. А бабушкина шаль становится… маскировочной сеткой. Художник Татьяна Стоя сделала всё, чтобы увлечь ребят этой игрой.
Артистов всего двое – Наталия Громыкина и Сергей Подкопаев. Они вместе с куклами играют живым планом сразу несколько ролей. Наталия – бабушку и юного партизана Мишку, Сергей – нашего современника, дядю Лешу и ещё парочку персонажей, «переключаясь» по ходу спектакля.
— Нам хотелось, чтобы память о подвиге народных мстителей жила в их потомках, чтобы юные зрители стремились больше узнать о своих героических земляках, о партизанском движении, которое разворачивалось на нашей малой родине и сыграло важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне, — рассказали работники театра кукол.
Думается, со своей задачей они справились на отлично. Зрители, пришедшие на премьеру, устроили создателям спектакля настоящую овацию, настолько она тронула их души и сердца.
Фото Ирины Марченковой и Ирины Азаровой