Кому мешает Великая Победа
79 лет прошло с того времени, когда наши деды и прадеды одержали победу в Великой Отечественной войне. Нет в России семьи, которую не затронули события тех страшных лет. Тема героизма народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войны, не утрачивает своей актуальности и способствует воспитанию подрастающего поколения.
В последние годы геополитического противостояния России и стран Запада значительно активизировался процесс фальсификации истории Великой Отечественной войны и её итогов. Фальсификация истории — это преднамеренные попытки переписать и исказить исторические факты, интерпретировать их в выгодном кому-либо свете. Цель фальсификации в условиях информационной войны Запада против России связана с попытками создания новой концепции Второй мировой и Великой Отечественной войн в западной интерпретации.
Следует отметить, что попытки фальсификации истории Великой Отечественной войны начались сразу после окончания Второй мировой войны, когда в условиях развернувшейся «холодной войны» Советский Союз превратился в главного противника Запада. Это во многом объясняется тем, что правящие круги всех без исключения европейских стран и США в разное время активно сотрудничали с нацистами. Так, в нападении Гитлера на СССР участвовали Италия, Венгрия, Румыния, Словакия, Хорватия, Финляндия, Япония, а союзниками Германии на разных этапах войны были Польша, Болгария, Австрия. Кроме того, следует помнить, что на советско-германском фронте на стороне вермахта воевали добровольческие формирования из Испании, Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии.
Активизация процесса фальсификации связана с распадом Советского Союза. Именно в это время запускается процесс создания ревизионистской концепции Второй мировой и Великой Отечественной войн. К сожалению, фальсификация итогов войны стала фундаментом, на котором строили свою национальную идентичность некоторые бывшие советские республики — страны Прибалтики и Украина. Свою лепту в процессы фальсификации помимо западных авторов внесли также российские идеологи, писатели и публицисты 1990-х, такие как А.Н. Яковлев, А.И. Солженицын, Н.К. Сванидзе, Г.Х. Попов, В.А. Коротич, Р.А. Медведев, Э.С. Радзинский, Д.А. Волкогонов, Ю.Н. Афанасьев и другие. Не стоит забывать и о той колоссальной роли в переписывании истории, которую внёс фонд Дж. Сороса (вспомним учебник А.А. Кредера «Новейшая история. ХХ век», изданный в 1996 году, в котором описание событий на советско-германском фронте отсутствовало практически полностью).
Основные направления фальсификации практически не менялись на протяжении десятков лет. К ним можно отнести теорию равной ответственности — возложение на СССР (а затем и на Россию) равной с гитлеровской Германией ответственности за развязывание Второй мировой войны. Обосновывается этот тезис фактом заключения пакта Молотова — Риббентропа. Это, по сути, ведёт к реабилитации фашистского режима. Следующим направлением фальсификации является преуменьшение вклада Советского Союза в разгром фашистской Германии, значения советско-германского фронта и преувеличение роли государств антигитлеровской коалиции, в первую очередь США. Эта теория направлена на лишение России статуса страны-победителя и, соответственно, права утверждать о решающей роли нашей страны в победе над фашизмом. Аргументов, разбивающих данный тезис, достаточно, но одним из главных является тот факт, что капитуляцию фашистской Германии принимал Г.К. Жуков, а не генералы союзников по антигитлеровской коалиции.
В последние годы предпринимаются попытки лишить Россию и её народ статуса освободителя. Это проявляется, в том числе, в подмене понятий «освободительная миссия СССР» на «оккупацию» Советским Союзом. Верхом цинизма является попытка дегероизации советских воинов. Во многих европейских странах из освободителей они превращены в оккупантов. А сознательное искажение подвигов таких героев, как Зоя Космодемьянская, Александр Матросов, 28 панфиловцев, и многих других направлено на развенчание в целом великого подвига советского народа.
Главным направлением фальсификации является целенаправленное очернение роли Советского Союза в событиях Второй мировой войны. Важнейшее направление в информационной войне Запада против России — манипулирование сознанием не только населения стран Восточной и Центральной Европы, но и российского общества, в первую очередь молодёжи. Задача фальсификаторов — переписать историю, сформировать целое поколение молодёжи, не знающее ни подлинных фактов, ни своих героев. Актуальной задачей сегодня является необходимость противодействия историческому ревизионизму.
Неслучайно в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» отмечается, что одним из рисков распространения деструктивной идеологии (фальсификации истории) со стороны «отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действий Соединённых Штатов Америки и других недружественных иностранных государств» является искажение исторической правды, разрушение исторической памяти. Поэтому крайне своевременными стали меры, предпринятые Министерством просвещения и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, направленные на разработку и внедрение концепции преподавания истории России в образовательных организациях. Реализация концепции поможет детям и молодёжи понять «особенности российского исторического развития на общемировом фоне, оценить вклад России в развитие мировой цивилизации, её роль в разрешении крупных международных конфликтов, влияние в мировой политике в целом, проблемы необходимости реагирования на общеисторические вызовы».
И. Рыженкова,
доцент кафедры государственного управления и менеджмента Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат культурологии
Фото из открытых источников в интернете