Воронежский ТЮЗ показал в Брянске свою версию «Собачьего сердца»

17 мая поднял занавес XXVI Международный фестиваль «Славянские театральные встречи». Конкурсный показ открыл Воронежский государственный театр юного зрителя имени С.Я. Маршака спектаклем «Собачье сердце» по повести Михаила Булгакова.
Интересное совпадение — за два дня до этого, 15 мая исполнилось 134 года со дня рождения этого одного из самых загадочных писателей. К тому же, Михаил Афанасьевич для Брянщины не чужой. Отсюда, из Карачева родовые корни его матери Варвары Покровской. Согласитесь, определённый знак в выборе постановки для открытия фестиваля есть.
Мы попали в совершенно ослепительно белую комнату, сродни операционной. Здесь проводит свои эксперименты в поисках вечной молодости профессор Преображенский – светило медицины мирового уровня. Очищенное пространство делает как бы выпуклее характеры персонажей, и зрители с обнажённой ясностью видят все их положительные черты и изъяны.
Герой Сергея Смирнова – профессор Преображенский – человек интеллигентный, но достаточно прагматичный. Он умело обороняется от Швондера и ему подобных (пресловутого «домкома»), пытающихся перестроить мир вокруг под себя. Помощь в этой борьбе учёному оказывает доктор Борменталь (Олег Бондарь). Оба друга увлечены наукой, целью которой тоже является усовершенствование человека и мира, однако на иных началах. Но возможно ли радикальное изменение человеческой натуры? Большой вопрос!
Швондер (Андрей Лунёв) уверен, что да. Он символизирует злую тупую силу, способную все сокрушить на своём пути ради «высокой» цели. Швондер ловко науськивает на «папашу» Шарикова, недочеловека, созданного Преображенским, чтобы уравнять «выскочку-интеллигента» с остальными.
Конфликт этих антиподов отражён даже в музыке. Мотиву из любимой оперы профессора Преображенского «Аиды» противопоставлена мелодия псевдореволюционной песни Юлия Кима к фильму «Собачье сердце»: «Суровые годы уходят/ Борьбы за свободу страны!/За ними другие приходят/Они будут тоже трудны…» (при этом свет в квартире начинает гаснуть и мигать).
Зрителей буквально очаровал актёр Ярослав Козлов, сыгравший фактически две главные роли: милейшего пса Шарика – изначального персонажами «порождённого» в ходе эксперимента хама Полиграфа Шарикова. Причём собачка в его исполнении получилась невероятно обаятельной. Чувствуется, что артист очень хорошо вжился в шкуру пса-философа, у которого даже есть свой ангел-хранитель.
Режиссёр постановщик Вадим Кривошеев довольно бережно отнесся к авторскому тексту. Правда, дополнил сюжет аллюзией на другое произведение М.А. Булгакова «Роковые яйца». В той фантастической истории профессор Персиков изобрёл «луч жизни». Этот луч позволял ускорить развитие живых организмов, увеличив из в размерах. Учёный-зоолог, также как профессор Преображенский, фактически брал на себя функции Бога, радикально вмешиваясь в процесс эволюции. Последствия обоих экспериментов, как мы знаем, – ужасны. Хорошо, что Филипп Филиппович из «Собачьего сердца» вовремя одумался… К чему пересаживать собаке гипофиз человека, чтобы вырастить гения, если бабы нарожают тысячи новых?!
Фото из тг БТД t.me/brtd_su/57… t.me/brtd_su/57…
Наша справка
Воронежский театр юного зрителя был основан более полувека назад, в 1963 году. Основой труппы стали выпускники Ленинградской и Куйбышевс кой театральных студий. За годы своей деятельности Воронежский ТЮЗ выпустил более 230 премьер. Режиссёры делали ставку на русскую и зарубежную классику, но уделяли внимание и современной молодёжной пьесе. На протяжении своей истории ТЮЗ являлся одним из центров патриотического воспитания в Воронеже.