Вместе в будущее

12 марта 2018

Педколлектив средней школы № 3 г. Сельцо процентов на 80 составляют женщины, достойно выполняющие высокую учительскую миссию. Об этом уместно сказать не только по случаю Международного женского дня, но и в связи с большими датами в жизни школы № 3.

Немного истории

Ровно 100 лет назад, в 1918 году, на улице Ленина тогда ещё посёлка Сельцо было построено первое специальное школьное здание — для занятий в начальной школе. А к началу 1938 — 1939 учебного года, то есть 80 лет назад, здесь же, на окраине посёлка, возникло здание уже средней школы № 3. «Она стояла в сосновом лесу, блестя на солнце большими окнами, — вспоминают старожилы. — Ребятам не верилось, что они сядут за парты в этом светлом дворце». Но война разрушила мирные планы. А накануне освобождения, 16 сентября 1943 года, посёлок был сожжён оккупантами. Вместе с ним сгорела школа. Она восстала из пепла в 1944 году, сохранив лучшие традиции, которые достойно продолжает нынешняя педагогическая смена.

Кредо руководителя

Директор школы — заслуженный учитель РФ Нина Филипповна Кузнецова родилась в 1947 году в простой крестьянской семье. Отец — участник финской войны — со временем возглавил колхоз у себя на родине — в Погарском районе. Дочь Нина уже в детстве «давала уроки» в воображаемом классе, стоя перед зеркалом. Любовь к педагогике привела в Трубчевское педагогическое училище. И с той поры, как муж привёз её в Сельцо, она стала преподавать математику в школе № 3, с этим городом и школой уже не расставалась, хотя появлялись разные варианты: поменять школу, устроиться в органы управления образованием…

«Не могла изменить своей школе», — признаётся Нина Филипповна. Большой ответственностью за судьбы педагогов, учащихся было продиктовано решение Н. Ф. Кузнецовой согласиться с предложением возглавить школу в приснопамятные лихие 90-е годы. Разруха не миновала ее. Ни забора, ни удобств, ни актового зала… Мизерные зарплаты учителей. Муж отговаривал от руководства: «Положишь ты на этом своё здоровье…» «Но кто, если не я?» — думалось ей. Помогали поднимать школу родные, педагоги, родители, учащиеся.

И нынче её просто не узнать. Характеризуя школьную среду как комфортную, необходимо вложить в это понятие и такие качества, как тепло человеческих отношений, заботливое отношение педагогов к детям и друг к другу. «Люблю детей, школу, коллег», — говорит Нина Филипповна, и из этого складывается основа её педагогического кредо. А его разделяют все учителя школы.

«Всё, что нужно, чтобы интересно, разумно, познавательно проводить разные мероприятия, — здесь всё устроено», — отзывается о помещении, где обычно проходят школьные линейки, общие праздники, директор школы. Здесь сто мест, стулья приобрела для школы выпускница Наталья Сергеевна Фокина-Кулешова. Кроме того, она оснастила актовый зал, который возник после реконструкции двух классных комнат, необходимой техникой, музыкальным инструментом, сделанным в Японии. Так велика благодарность бывшей ученицы своим пенатам, учителям. Благодаря Н. С. Фокиной-Кулешовой и её мужу реконструирована столовая. Она приобрела современный вид. Как и школьный стадион, изменившийся с помощью выпускницы.

Астрономия нужна

Благотворные перемены в школе отражаются и на учебном процессе, который осуществляется с учётом новых веяний, требований.

— Современные реалии, — говорит заместитель директора по воспитательной работе, учитель физики и информатики Оксана Владимировна Шидловская, — требуют в области естественных наук, в частности, физики, химии, математики особого приложения сил и внимания, потому что потребность общества в инженерных специалистах с каждым годом увеличивается. Что касается астрономии, такого предмета пока в школе нет. Но если в ученике заметен интерес к астрономии, то его, безусловно, нужно поддерживать и направлять. Материал, который осваивает ученик, очень сложный. Он даже за рамками школьного учебника астрономии. И залог успеха при изучении — это систематичность занятий, своевременность разъяснения возникающих вопросов. Хочу сказать, что всё это удастся… Хотя я не преподаватель астрономии, а учитель физики и информатики.

Но педагог «переквалифицировалась» в «астронома», как и все другие городские учителя физики, пройдя в этом году курсы переподготовки. Впрочем, для Оксаны Владимировны астрономия не в новинку, она изучала курс астрономии, обучаясь в Чимкентском университете Казахстана (на Брянщине живёт уже 15 лет). Причём этот предмет её очень интересовал. И учителю понятна такая же заинтересованность одиннадцатиклассников в изучении астрономии, когда в соответствии с программой наступало время модуля астрофизики. Ребятам хотелось узнать, что там, за порогом Солнечной системы, как устроены звёзды, где границы галактики.

Педагоги всецело за введение астрономии в учебную программу, потому что уверены: чтобы считаться космической державой, стране необходимо обеспечить подрастающему поколению доступ к астрономическим знаниям. У школьников возникнет гордость за космические достижения страны.

Обучая, воспитывать

В школе № 3 ведётся заметная профориентационная работа, связанная с популяризацией прежде всего технических, инженерных профессий, востребованных ныне. Несколько старшеклассников занимаются в Центре технического образования в БГТУ. Это способствует изучению точных наук на более высоком уровне, успешной сдаче экзаменов и, самое главное, успешному освоению технических профессий в будущем.

Число выпускников, выбирающих экзамены по предметам, необходимым для обучения по инженерно-техническим специальностям, с каждым годом увеличивается. В прошлом году из 14 выпускников девять сдавали физику и поступили либо в технические вузы, либо в военные училища. Ныне из 10 выпускников пятеро будут сдавать физику. И в 9-м классе выбирают физику, информатику. Свою увлечённость этими предметами передают школьникам учителя.

Оксана Владимировна Шидловская, осуществляя воспитательный процесс, увязывает его с учебным. Ведь гражданско-патриотическое направление, которое развивается в школе, трудно представить в отрыве от учебного. Хотя бы потому, что та же ориентация детей на изучение в будущем технических профессий, нужных в стране, отвечает требованиям патриотического воспитания, как и физкультурно-оздоровительная работа, также заметная в школе.

В ежегодном городском конкурсе на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы (он проводится уже пять лет) школа № 3 становится призёром или победителем. По итогам прошлого учебного года в этом конкурсе школа получила первое место.

Взаимодействие и сотрудничество с родителями позволяют школе успешно выступать и в городском конкурсе на лучшую постановку работы с семьями. В учебном заведении проводятся мероприятия, где родители выступают не только участниками, но и организаторами. В муниципальном конкурсе прошлого года «Город детей, город семей» школа № 3 была признана победителем. Родители проводят с учениками мастер-классы по изготовлению поделок, учителя проводят акцию «Классный час с родителями», где папы и мамы отнюдь не пассивные участники. Полезной и интересной оказалась акция «Секреты семейных реликвий». Дети приносили в школу семейные фотографии, предметы домашнего быта, причём старинные, которыми пользовались бабушки и прабабушки. Для чего предназначены эти предметы, как они появились в семье — на эти вопросы отвечали сами ребята, готовя специальную «справочную литературу». И предметы, и необходимые справки составили экспозицию, которую с удовольствием посмотрели и дети, и взрослые.

С участием родителей организуется «солдатский привал» в честь дня Великой Победы на территории близлежащего парка Памяти. Там звучат песни военных лет, стихи…

В Год экологии учителя принимали участие во всероссийских онлайн-экоуроках. Вместе с детьми проводили акции по очистке водоёмов, прибрежных мест у реки Десны, у озёрец, которые недалеко от школы. А к очистке лесного массива привлекались и родители, которых пригласили дети-старшеклассники. Сотрудничеством с заповедником «Брянский лес» (фотоработы его сотрудников даже выставлялись в школе), конкурсом рисунков и другими мероприятиями отмечен Год экологии.

По велению души

Проходящий Год добровольца (волонтёра) не стал «неожиданным» для школы № 3. В городе Сельцо вообще развито волонтёрское движение, по словам заместителя директора по воспитательной работе.

— Наши ученики наряду с учениками других школ принимают самое активное участие в добрых делах, — говорит она. — Посещают Дом ветеранов, социальный приют, организуют акции в школе. Добровольчество как таковое проявляется в организации игровой деятельности в начальной школе, в посещениях на дому ветеранов Великой Отечественной войны (записываем их воспоминания). В планах — продолжение экологических акций на добровольческой основе, которые имеют постоянный характер. Ведь к школе подступают лесные массивы, требующие к себе внимания. Поэтому абсолютно новым явлением волонтёрство в школе не воспринимается.

Участие старшеклассников во Всероссийском движении школьников — добровольческий акт. Они полностью взяли на себя организацию новогодних утренников в начальной школе и даже среди дошкольников, обучающихся в школе будущего первоклассника. Дети сами разрабатывают сценарии, готовят костюмы… Это происходит и по окончании школы будущих первоклассников. Эти традиции присущи школе № 3, и она от них не откажется. На школьном дворе проводится Масленица, когда сжигается чучело зимы и все угощаются блинами, в том числе и жители микрорайона, где расположена школа.

Уход за школьным кортом — тоже добровольческое дело. Почистить, залить корт — этим занимаются старшеклассники и родители. Объектом заботы школьных волонтёров является парк Памяти, который называют музеем под открытым небом, с памятниками, обелисками в честь павших защитников Родины. На героических примерах воспитываются учащиеся. И в этом залог успешного гражданско-патриотического воспитания ребят, которое подтверждается их участием и в экологическом, и волонтёрском движениях, а теперь уже и во всероссийском движении школьников.

Доброе слово — о пенатах

Школа № 3 привлекательна для молодых учителей. Галина Олеговна Талалаева, одна из них, работает первый год учителем математики и оканчивает последний курс магистратуры в БГУ.

— Сложно, но я успеваю, — говорит она. — Мне математика нравилась с детства, поэтому училась целенаправленно. Сама из Брасова. Пришла сюда по объявлению. И хотя учусь в вузе очно, меня всё равно взяли. Это большое доверие. Для меня составили специальный график, утром даю математику в школе, во второй половине дня занимаюсь в университете. Живу в Бежице. Здесь планирую работать, пока не изменятся обстоятельства.

Встретили молодого специалиста, по её словам, очень хорошо.

— Коллектив здесь замечательный, завучи во всём помогают. Учитель математики Валентина Ивановна Шоя очень поддерживает. Она нам и методичек немало передала, и уверяет, что во всём поможет и в будущем. Все учителя идут навстречу, ведь поначалу не всё получается. Директор посещает уроки и даёт советы, как улучшить учебный процесс. Преподаю в 6 - 8-х классах уже полгода. Втянулась, всё хорошо…

О своём отношении к школе, учёбе, педагогам свидетельствуют сами будущие выпускники.

Илья Воронцов: «Мой брат Кирилл окончил школу в прошлом год с хорошими оценками. Поступил на бюджетное место в БГТУ по специальности „теплоэнергетика, теплотехника“. И я, скорее всего, пойду по стопам брата. Буду поступать в технический вуз. Школа даёт мне необходимые знания».

Алина Мануева: «Учусь хорошо. Особенно люблю русский язык и литературу. Думаю, буду поступать после окончания школы в гуманитарный вуз. В какой, пока не определилась. Мой любимый учитель - Елена Васильевна Семякина — учитель истории и обществознания».

Алексей Щемелинин: «По всем предметам учусь на „отлично“. Особенно привлекают история и обществознание. Хочу поступить после школы в РАНХиГС».

Артём Карташов: «Меня больше всего интересуют предметы технического цикла, увлекает астрономия, хотя я отличник по всем предметам. С будущим пока не определился, но склоняюсь к тому, что буду поступать в Брянский государственный технический университет».

С 2016 года Артём участвует в олимпиадах по астрономии. В городской олимпиаде стал призёром, в областной - победителем. Одарённого ученика направляет Оксана Владимировна Шидловская.

Девятиклассница Олеся Королёва считает, что учителя способствуют выбору будущей профессии, проводя профориентационную работу. «Мне, к примеру, было просто определиться с будущей специальностью благодаря педагогам. Хочется равняться на них, чтобы достигать каких-то вершин. Нравится изучать иностранные языки, а также математику, информатику, потому что обладаю, как мне кажется, аналитическим складом ума. Но хочу отметить, что и гуманитарных предметов не чужда, так как у нас хорошие учителя русского языка и литературы. Из педагогов хочется выделить директора школы Нину Филипповну Кузнецову, Ларису Васильевну Кузнецову, которая интересно проводит уроки английского языка, и других. Вообще, у нас учителя хорошие. С марта прошлого года участвую, как и все, во Всероссийском движении школьников. Благодаря активному участию к концу 2017 года мы вышли на областной уровень. Наш ученик 9-го класса Алексей Ярышко принят в областной совет движения школьников и будет отвечать за медийное направление в работе совета. Мы ездим на областные слёты движения в лагере „Берёзка“. Это развивает нашу самостоятельность. К примеру, недавно мы провели для учеников начальной школы игру „Зарница“. Организаторы — ученики 9-го класса.

Свою будущую профессию связываю с английским языком. А пока тренирую себя в городских предметных олимпиадах, и не только по иностранному языку. Участвовала почти во всех, кроме олимпиад по физической культуре, ОБЖ и информатике. В этом году победителем не стала, но заняла призовые места по английскому языку, географии, биологии и физике».

Олеся Королёва из рабочей семьи. Папа — мастер на химическом заводе, мама — рабочая. Дочь всемерно поддерживают во всех начинаниях. Мнением о школе поделилась представитель старшего поколения — бабушка ученика Любовь Владимировна Проскурнина.

— В этой школе учились мои дочери Анна, Оксана и сын Владимир. Оксана после школы окончила финансово-экономический институт с красным дипломом благодаря хорошей школьной подготовке и учителям. Сын также получил красный диплом после окончания Брянского госуниверситета. Сейчас работает на Сахалине. В общем, все, как говорится, вышли в люди. И сейчас здесь учится мой внук — второклассник Кирилл Горбачёв, сын Анны.

Этой школе очень благодарна. Приходишь сюда и чувствуешь особую умиротворённую атмосферу. Её создаёт весь коллектив учителей, два заместителя директора — Татьяна Ивановна Козичева и Оксана Владимировна Шидловская во главе с директором Ниной Филипповной. Технический персонал замечательный. В школу придёшь, и она «не отпускает». Климат душевный. Для учеников здесь вторая домашняя обстановка.

Что я даю школе? В прошлом году возглавляла родительский комитет. Участвую в разных конкурсах. Читаю стихи в школе и в Доме культуры. По профессии я повар, сейчас на заслуженном отдыхе. Но по-прежнему состою в родительском комитете школы. Вместе с ребятами организуем игру «Зарница», другие конкурсы. Для ребят в школе работают кружки…

Мария Николаевна Воснятина — мама пятерых детей, награждённая областным почетным знаком «Материнская слава»: «Двое старших учились в этой школе, — рассказывает она. — Здесь созданы все условия для развития и обучения учащихся. На художественном, музыкальном отделениях в рамках дополнительного образования занимаются и мои дети. Преподаватели, завучи, директор замечательные. Моя третья девочка учится у хорошего классного руководителя Валентины Васильевны Новиковой, младшая - у Галины Петровны Кайтуровой. Представляете, мне не надо будить утром детей, чтобы успели в школу ко звонку. Они сами встают, причём довольно рано, около шести утра. В школу идут с удовольствием. Там всегда интересно. Там есть возможность увидеть мастер-классы, поучаствовать в волонтёрской работе. К примеру, в начале года проходила акция по изготовлению птичьих кормушек. Детям в доступной форме объясняли, почему они нужны, как заботиться о лесных жителях… Ведь наш микрорайон почти лесной.

Мой самый младший ребёнок — сын Елисей пойдёт в этом году в 1-й класс. Сейчас дочь Алиса в 1-м классе, Софья — в 4-м. Старшие дети Татьяна и Илья закончили школу несколько лет назад. Таня освоила специальность «портной-универсал», чему дала толчок именно школа, поскольку она обеспечивала учёбу 10 — 11-классников в межшкольном комбинате. И Татьяна тогда решила стать портной. Илье 23 года, он — строитель.

Помогаю школе, провожу мастер-классы по изготовлению различных поделок. Дети очень отзывчивы, им всё интересно. Учителя этот интерес поощряют.

«Вместе в будущее!» — таков девиз школьного клуба «Семейный очаг». И он вполне подходит для определения сегодняшнего настроения педагогов, учащихся, родителей, которые с оптимизмом смотрят в будущее.

«Брянская учительская газета» поздравляет всех женщин — работников школы № 3 с праздником! Счастья и успехов!

Владимир Силаев

Фото Игоря Такунова

БАРС Брянск

Еще по теме:

Апрель 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930  
Картина дня
23 апреля 2025, 19:42

Губернатор Брянской области провёл приём граждан

Губернатор Брянской области Александр Богомаз провёл личный приём граждан в Приёмной Президента Российской Федерации. В ходе встречи были рассмотрены актуальные вопросы жителей региона.

23 апреля 2025, 19:27

Губернатор Александр Богомаз вручил Орден Мужества матери погибшего бойца из Брянской области

Губернатор Брянской области Александр Богомаз передал Орден Мужества матери младшего сержанта Дмитрия Дедкова, погибшего в ходе специальной военной операции. Награду герою посмертно присвоил Президент России.

23 апреля 2025, 19:14

Студент Брянского аграрного техникума имени Героя России А.С. Зайцева добился успеха на всероссийском конкурсе

Дмитрий Галкин, обучающийся на втором курсе Брянского аграрного техникума имени Героя России А.С. Зайцева, вместе со своим научным руководителем, преподавателем истории Сергеем Александровичем Сохошко, достойно представили Брянскую область на IX Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ «История местного самоуправления моего края».

23 апреля 2025, 18:52

Бойцы отряда «БАРС–Брянск» проводят в порядок памятники и воинские захоронения

Бойцы отряда «БАРС–Брянск» проводят работы по благоустройству памятников и воинских захоронений. Эта акция – дань памяти героям, отдавшим свои жизни за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить