Александр Богомаз: сохранение исторической памяти — главная задача
В работе Международной научно-практической конференции «Геноцид советского народа» принял ...
20 января в Брянской детской художественной школе открылась выставка «Черно-белая фотография». Среди авторов — выпускники и преподаватели этого учебного заведения, а в числе первых посетителей — нынешние учащиеся школы.

На суд зрителей представлено более полусотни фоторабот. Разные жанры, разные авторы, разные города. Объединяет их монохромный стиль. Фотохудожники показывают нам мир в чёрно-белом цвете, акцентируя внимание зрителя на самом главном — сути сюжета. Яркие цветные пятна отвлекают, считают мастера, мешают восприятию.


Как образно подметил один из моих собеседников, руководитель фотостудии «Ракурс» Центра внешкольной работы Советского района Брянска Геннадий Титов: «Когда мы снимаем людей в цвете, мы фотографируем их одежду. А на черно-белых фото запечатлеваем их душу».
Фотохудожники как бы возвращаются к истокам. Ведь в момент зарождения фотоискусства в середине XIX века дарреготипы были чёрно-белые. И хотя многие кадры сняты сейчас на цифровые камеры, но обработаны и стилизованы так, что разница с теми, что отпечатаны на фотопластинах, даже не заметна.

Воспитанники художественной школы и их ровесники из фотостудии «Ракурс» с интересом разглядывали и обсуждали представленные на выставке работы — цикл оригинальных снимков «100 видов Карачевской улицы 2015 — 2022 годов» Леонида Тучнина из Орла, серию пейзажей Павла Капустина «К свету» с узкими улочками итальянских городов Флоренции и Сиенны, на которых теснятся дома, а также необычные фотозарисовки Марины Свиридовой, посвящённые Брянску. Знакомый город предстаёт в совершенно неожиданном ракурсе — он полон тайн и загадок.
Выразительные портреты жителей окраины в серии «Современники» создал преподаватель БДХШ Владимир Приходько. Ребята подолгу всматривались в доброе с лучиками морщин лицо бабы Маши и натруженные руки деревенского Кулибина, пытались понять, что скрывается за хитроватой улыбкой деда «Гуцула».
Фотографии одного из организаторов выставки Владимира Хроменкова трогательны и человечны. Многие из них хранятся в Русском музее. Копии самых удачных и атмосферных снимков можно увидеть и на нынешней выставке.
Тамара Цилиакус представила несколько работ, но самая пронзительная из них — «Прихожанин», сделанная в Белобережской пустыни. В дверях скромного деревянного храма застыл инвалид-колясочник, собирающийся выйти в мир. Ещё мгновенье и он исчезнет, растворится в сером проёме. Что-то ждёт его впереди? Женщина, служащая в храме, печально смотрит ему вслед…

Притягивают взгляд и работы Николая Бабаянца, сделанные ещё в 1990-х на чёрно-белую фотоплёнку и наполненные тёплой атмосферой Закавказья.
Очарованием веет от графически выверенных фото Татьяны Озёриной. Она работает фотографом в Орловской детской хореографической школе имении Э.М. Панковой, и героини её работ — хрупкие, как цветы, балерины. Их точёные, изящные фигуры кажутся парящими в воздухе.
Таинственный флёр окутывает натюрморты Ирины Федичевой. Они словно вне времени — принадлежат и дню сегодняшнему, и прошлому. Очень поэтична «Вечерняя элегия» — волшебно-невесомая, с нотками ностальгии о былом.
Под старину стилизованы городские репортажные снимки Галины Семёновой. Её вдохновил город на Неве. «Один день в Питере» растянулся на целую серию замечательных фото.
Фотовыставка в стенах художественной школы — явление не совсем привычное. Здесь работают с карандашами и красками, придумывая сюжеты. Люди же с фотоаппаратом и цепким взглядом подмечают и фиксируют мгновения. Повторить или переснять кадр в силу его сиюминутности практически невозможно. Но и тут главное — умение видеть.
Поэтому директор БДХШ Лилия Львовна Астахова приветствует эту инициативу выпускников и преподавателей школы. Обращаясь к юным посетителям выставки, она отметила:

— В наш стремительный век, чтобы реализовать все идеи и замыслы, живописцу не хватит ни времени, ни рук. Фотокамера позволяет создать интересные работы, выхватывая из потока жизни эпизоды и сохраняя их для нас, зрителей. Кроме того, фотография (светопись) развивалась внутри изобразительного искусства и поначалу служила в помощь художнику. Многие маститые мастера XIX века, такие как Эдгар Дега, экспериментировали с фото.
Алексей Лаушкин также отметил общность двух видов искусства: «На фото, как и на картине, важны сюжет, идея, которую несёт автор, и композиция». Он призвал ребят работать над собой и учиться у фотохудожников этому непростому мастерству.
Фото: Ирина Марченкова/«Брянская учительская газета»
0+
В работе Международной научно-практической конференции «Геноцид советского народа» принял ...
Регион подтверждает роль ключевого центра изучения военной истории, где в годы оккупации ...
В Брянске состоялась встреча командира добровольческого формирования «БАРС-Брянск» Сергея ...
В рамках открытия II Международной научно-практической конференции «Геноцид советского народа» ...
Образовательные учреждения Стародуба присоединились к реализации программы инициативного ...
В рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни» в Володарском районе Брянска ...