На открывшейся в Брянске выставке педагог Александр Хомутов и его ученики рассказали, как создают свои работы
Персональная выставка работ народного мастера декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел Брянской области, учителя технологии Кокинской средней школы Выгоничского района Александра Хомутова под названием «Брянский лес» открылась сегодня в Городском выставочном зале на бульваре Гагарина. Работы мастера не раз выставлялись в брянских музеях, в Москве и за границей. Его ученики – постоянные победители областных олимпиад по технологии, участники всевозможных ярмарок и на все руки мастера.
На суд зрителя Александр Филиппович представил несколько своих работ, основу же экспозиции составляют творения его учеников. (Это резьба и скульптуры из дерева).
По мнению мастера, каждый ребенок талантлив, но не каждому удается попасть в такую благоприятную среду, которая создана в школьной мастерской, где проходят занятия кружка и не всегда детям удается встретить такого учителя, как Александр Филиппович. Мастер же благодарен ребятам за то, что и они его многому научили.
Александр Хомутов прекрасно совмещает педагогическую деятельность и творчество. На изготовление каждого изделия, как рассказывает мастер, уходит довольно много времени и у него, и у ребят. За каждой работой стоит большой кропотливый труд.
Родом Александр Филиппович из Стародубского района. В ставшем ему родным Кокино он остался после окончания местного сельскохозяйственного техникума. Резьбе по дереву его никто не учил, все навыки и премудрости мастерства освоил сам благодаря своим любознательности и трудолюбию. Александр Хомутов с детства чувствовал в себе творческое начало, а в чем его проявить, не сразу понял. Ранее пробовал работать с металлом, занимался выжиганием, но по-настоящему сумел увлечься только деревом.
— Главное качество, которое надо искать в сегодняшних детях, это — трудолюбие, — говорит Александр Хомутов. — Трудолюбивые дети — это штучный материал, но при этом я твердо убежден, что все дети — одаренные. И именно учителю необходимо увидеть и развить эту одаренность, чтобы она начала произрастать. Для этого нужно любить ребенка, знать, чем он интересуется, участвовать в его жизни, чтобы он в себя поверить смог. Важно развивать творческое отношение ко всему и не только к резьбе.
— Моя задача как педагога, не делать из своих учеников резчиков по дереву, — говорит Александр Филиппович. – Моя цель — раскрыть творческие способности ребят, разбудить в них творческое начало, умение видеть в привычных вещах то, что не видят другие. Ну, и, конечно же, и создавать образы.
Сколько работ из дерева создал мастер в своей жизни, сказать затрудняется. Многие раздарил друзьям и знакомым. У Александра Хомутова четверо своих детей, которых он обучил «деревянных дел мастерству», а десять внуков в нем души не чают.
На открытии выставки присутствовали ученики педагога: десятиклассники Матвей Попов и Кирилл Черненок, рассказавшие немногочисленным гостям, как создаются творения. По словам Кирилла, четыре года, сколько он занимается в кружке у Александра Филипповича, многое ему дали. Мастер научил учеников превращать неприглядные коряги, наросты на деревьях, пни и ветки в произведения искусства. Заготовки для своих будущих работ ребята вместе с учителем находят во время походов в лес. Образы зачастую помогает создавать сама природа, с которой они в постоянном «соавторстве».
— Я еще до конца не решил, свяжу ли я свою жизнь с резьбой по дереву, — делится Кирилл. – Но полученные навыки всегда пригодятся в жизни. Мне очень повезло с учителем, и когда я рассказываю своим друзьям, которые учатся в других школах о том, что мы делаем во время занятий в кружке, они удивляются и завидуют, ведь у них нет такого учителя. А таких уникальных работ, как у Александра Филипповича, я больше ни у кого не видел. Они восхищают и радуют всех.
По мнению Матвея, всегда приятно, когда твое творчество замечают, обсуждают или хвалят. Полученная мотивация всегда подталкивает к тому, чтобы создавать что-то новое. Изначально Матвей не собирался заниматься резьбой по дереву, но, когда сделал первую работу, которую помог выполнить учитель, она показалась ему неплохой. Дома реакция родителей на нее так его обрадовала, что он решил заниматься дальше.
Матвей – неоднократный победитель областной олимпиады по технологии. В будущем он планирует стать ландшафтным дизайнером.
Экспозиция продлится до 31 января.
0+
Фото: Ольга Приваленко/ «Брянская учительская газета