Брянские эксперты поделились мнением о современном учителе
Сегодня, 5 октября, педагоги отмечают свой профессиональный праздник — День учителя. 2023 год указом президента объявлен Годом педагога и наставника, что подчёркивает внимание государства к людям этой профессии.
Начиная с первого дня второго осеннего месяца во всех регионах страны стартовала Большая учительская неделя, которая завершится 9 октября. Мероприятия охватят все регионы страны. Большая учительская неделя завершится Всероссийской акцией «День с педагогом и наставником».
Своим мнением о том, кем является современный учитель — наставником, воспитателем или педагогом-предментником — и должен ли он ориентироваться на уровень учеников или необходимо дотягивать до определённой планки поделились брянские члены Экспертного клуба.
Ректор Брянского государственного инженерно-технологического университета Валерий Егорушкин:
— Вокруг профессии учителя сложилась целая мифология, но, например, вчерашний школьник, собирающийся поступать в педагогический институт, планирует не только взять на себя бремя просвещения, но и строить свою жизнь, зарабатывать на неё, делать карьеру. И, даже имея романтические устремления, будущий учитель рано или поздно изучит не умозрительные, не выражаемые в высокопарных словах представления о профессии, но и законодательные — сухие и конкретные — требования к педагогу.
Статья 48 Закона «Об образовании в Российской Федерации» перечисляет всё, что должен учитель, все его обязанности.
Должен ли учитель быть предметником? Да, он обязан «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объёме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утверждённой рабочей программой».
Должен ли учитель быть воспитателем? Да, он обязан «развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни».
Должен ли быть образцом для подражания? Да, он обязан «соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений».
Даже не вопрос об индивидуальном подходе к каждому ученику ответ дают не этические споры, а закон. Учитель обязан «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями».
И это далеко не все обязанности учителя, предписываемые ему законом. Плюс, существует множество подзаконных актов, которые предъявляют дополнительные требования и нагружают педагога дополнительными обязанностями. Чего стоит вал документов, которые учитель должен разрабатывать по своему предмету и внедрение электронных систем, которое должно было бы облегчить «бумажную работу», однако, вводится не на замену, а параллельно с бумажными носителями.
Не каждый, согласитесь, способен взять на себя такой груз обязанностей и ответственности.
Другой эксперт заместитель председателя Общественной палаты Брянской области Максим Попов говорит о том, что накануне Дня учителя депутат Госдумы, академик Российской Академии образования Олег Смолин рассказал о дефиците педагогических кадров: «Сегодня в стране не хватает 250 тысяч учителей – не потому, что их плохо готовят, а потому, что они слишком быстро уходят из школы».
Четверть миллиона человек — это больше, чем всё население Великого Новгорода или Таганрога, это как Обнинск и Ессентуки вместе взятые. Это очень, очень много.
Максим Анатольевич отмечает, что, рассуждая о педагогическом призвании, о долге учителя, о его обязанностях и роли в обществе, нам стоило бы всерьёз задуматься, что нужно изменить, чтобы эта важная профессия стала по-настоящему престижной, а кадровый голод сменился конкурсом, допускающих к работе с детьми самых лучших.