Брянские эксперты обсудили перспективы искусственного интеллекта

Участники брянского «Экспертного клуба» обсудили, насколько полезным может быть искусственный интеллект и какова его роль в прогрессе.
Доцент Брянского филиала РАНХиГС Екатерина Карпенко напомнила, что не так давно с компьютеризацией связывали не меньшие надежды, чем с искусственным интеллектом сегодня. Компьютер неизбежно должен был уменьшить бюрократию всех производственных процессов и высвободить огромное количество рабочих рук для производительного труда. Эффективность народного хозяйства должна была стремительно вырасти.
«Но практика показала, – говорит Карпенко, – что создание и содержание компьютерной инфраструктуры требует таких ресурсов, включая человеческие, что о повышении производительности труда приходится забыть. К тому же, мы все стали заложниками как компьютеров, так и алгоритмов, место всесильных «неизвестных отцов» заняли безымянные программисты, диктующие нам свою волю».
На вопрос, станет ли ИИ орудием прогресса и улучшит ли жизнь россиян, Екатерина Викторовна ответила: «Пока я не вижу, как именно это может случиться».
Заместитель председателя Общественной палаты Брянской области Максим Попов рассказал, что фантаст Робер Шекли описывал работу искусственного интеллекта ещё в 1953 году, за три года до того, как Джон Маккарти впервые произнёс этот термин на конференции в Стэндфордском университете. В рассказе Шекли самообучающиеся летающие машины должны были бороться с преступностью, и полицейские сетовали, что остались без работы. В результате работы копам только прибавилось.
«Боюсь, это очередной раз, когда фантастика предсказывает будущее, – замечает Попов, – Уже сейчас инфополе замусорено поделками ИИ. Пользователи смеются над тем, что поиск в Интернете по словосочетанию «птенец павлина» выдаёт не искомую картинку, а нарисованных нейросетями уродцев, то ли цыплят, то ли воробьёв с пышными павлиньими хвостами. Попробуйте сами использовать отечественную нейросеть для иллюстрации строк из любого классического произведения, и сможете повеселиться. «Бразды», например, в представлении ИИ – это группа симпатичных девушек».
По мнению Попова, со временем подобного текстового и визуального мусора будет становиться больше. И, как предвидел Шекли, людям прибавится работы – придётся разгребать авгиевы ИИ-конюшни, отделяя реальные знания от миллионов бессмысленных подделок.
Гектор БГИТА Валерий Егорушкин заметил, что уже сегодня многие крупные компании отказываются от «интеллектуальных голосовых помощников» при работе с клиентами. Хотя гораздо дешевле заменить десяток операторов колл-центра одним компьютером, но лояльность аудитории падает – живые люди не довольны, что им приходится продираться сквозь логику придуманного каким-то программистом алгоритма. Зачастую клиент, услышав голосового помощника, сразу же произносит: «Мне нужен оператор» и повторяет это хоть десяток раз, пока ИИ не сдастся и не переключит на человека.
«Хорошо, а что если ИИ применить в управлении – будь то производством или социумом? – задаётся вопросом Егорушкин, – Мы все подчинимся машине, уповая на мудрость айтишника, написавшего алгоритм для неё? А если этот гений ошибся?»
Тема ИИ сейчас в моде, – признаёт Валерий Алексеевич, но считает, что пройдёт ещё немало лет, прежде чем человечество сумеет применять искусственный интеллект безопасно и эффективно.