Брянский педагог-новатор Олег Парамонов: «С учениками надо разговаривать»

Сегодня, 5 октября, в День учителя в Москве объявят имя победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2021». В связи с этим нельзя не вспомнить победное выступление на всероссийском конкурсе 1993 года нашего земляка, учителя русского языка и литературы брянской средней школы № 57 Олега Геннадьевича Парамонова (на снимке).
ИСКУССТВО ВДОХНОВЛЯТЬ
В минувшем марте Олег Геннадьевич был в качестве члена большого жюри на региональном конкурсе «Учитель года — 2021». Подтянутый, энергичный, как и много лет назад, в 1993-м, когда выходил на сцену концертной студии «Останкино», где проходил конкурс. Жюри высоко оценило его не только педагогический, но и актёрский, и поэтический таланты, присудив первое место. Ныне абсолютный победитель конкурса «Учитель года — 1993» Олег Парамонов, заслуженный учитель РФ, кавалер почётного знака РФ «Общественное признание», обладатель медали К.Д. Ушинского, профессор Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского, так же редко подолгу бывает на месте, как и пять, и десять лет назад, разъезжая по стране, делясь своим богатым опытом, показывая мастер-классы, участвуя в многочисленных интервью, семинарах, встречаясь с педагогической общественностью.
Но всегда старается оказаться в Брянске, когда проходит областной конкурс «Учитель года». Однако не только по поводу происходящего на конкурсе, его особенностей состоялась вышеупомянутая встреча с Олегом Геннадьевичем. Он дал оценку прошедшему накануне «Параду звёзд» — всероссийскому фестивалю педагогического мастерства, организованному по инициативе призёра федерального этапа конкурса «Учитель года России» в 2018 году, директора Брянского городского лицея № 1 имени А.С. Пушкина Юрия Александровича Клюева. К «Параду звёзд» О. Парамонов имеет прямое отношение, сам является его участником как абсолютный победитель всероссийского конкурса. «В этом году, — как он отметил, — было всё по-другому, но с большим охватом аудитории, с участием девяти абсолютных победителей и призёров, лауреатов конкурса «Учитель года». Был налажен замечательный контакт, и я получил большое удовольствие от всего, что происходило. Как будто и не было тех границ, которые между нами возникают». Границы эти, понятно, выстраивает эпидемиологическая ситуация, но нет границ при живом общении коллег, пусть и онлайн. При этом Олег Парамонов пользуется непререкаемым авторитетом у звёзд — конкурсантов разных лет. Михаил Нянковский вспоминает, что впервые имя Олега Парамонова — тогда уже победителя — увидел на страницах газеты и поразился его стихам: «Да, это была поэзия!.. Та, что задевает какие-то струны в тебе самом и заставляет их звучать в унисон с музыкой стиха… В сентябре 1994-го, когда я сам принял участие в учительском конкурсе, в первый раз увидел Олега. Высокого, статного, широкоплечего. Человека, о котором хотелось с уважением сказать: «Мужик!..» У всех нас он вызывал искренний пиетет, и мы не мечтали даже подойти к нему. И уж совсем не думалось, что, когда председатель большого жюри Олег Геннадьевич Парамонов выйдет на сцену и объявит имя нового победителя, это будет моё имя…» С тех пор они дружат — уже более четверти века.
А в относительно недавний день рождения О. Парамонова, 5 августа, ставропольские учителя — победители и призёры, лауреаты конкурса «Учитель года» регионального и федерального уровней разных лет, подготовив, смонтировав литературную композицию (читали его избранные стихи), поздравили его в «Фейсбуке».
Олег Парамонов, выпускник Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена, преподававший на Брянщине и в Калининградской области, в российском посольстве в Германии, в русском колледже для детей эмигрантов из России, читавший за рубежом лекции по искусству, побывавший в США, Японии, Англии, чтобы ознакомиться с тамошним опытом в образовании и поделиться своим, учитель-поэт, как его называют (автор пяти сборников стихов), не причисляя себя к выдающимся деятелям в педагогике, тем не менее в одном из интервью высказался о различии, на его взгляд, просто хорошего учителя и выдающегося. Хороший прекрасно объясняет, выдающийся вдохновляет, и не только учеников, но и учителей.
А для этой миссии — вдохновлять — у Олега Геннадьевича арсенал методов, приёмов, подходов, которыми он хочет поделиться и делится с коллегами, ставя во главу угла суворовский (действительно от Суворова) принцип «Удивил — значит, победил». Науку удивлять он, поясним на примере, продемонстрировал, когда давал мастер-класс в Благовещенске. Ошеломил коллег своими стихами, вперемешку с цитатами из Пушкина, и предложил отделить одни от других. Такой необычный анализ учит бережно относиться к поэтическому слову.
Можно начать урок с прозаического скучного выступления: «Сегодня мы будем изучать творчество Николая Васильевича Гоголя», а можно, как предлагает Парамонов, потолкаться возле ученика на виду изумлённого класса со словами: «А поворотись-ка, сынку». «Главное, найти такие вопросы, чтобы вызвать у ребят удивление, — говорит он, — цитировать, к примеру, интригующие отрывки из произведений, не сообщая, из каких, кто автор. Ученики сами должны догадаться. Но прежде всего должно быть интересно самому учителю, тогда он заинтересует и учеников». Поэтому девиз О. Парамонова: «Учиться и учить». А миссию свою как победитель всероссийского конкурса видит в том, чтобы «Светить всегда, светить везде…»
НАЙТИ СВОЮ НИШУ
Конечно, удивить ученика для педагога не самоцель. Прежде всего учитель, как считает О. Парамонов, должен быть мастером живого слова, артистом, он должен «видеть» ребят.
— Когда захожу в класс, — говорит он, — первое, что вижу, — глаза детей. Мне интересно, когда я не знаю, с чего начну диалог. Я должен заглянуть им в глаза, чтобы почувствовать класс. Я знаю тему урока, но вот с чего начну, — запланировать невозможно. А когда дети пишут в анкете, что им больше всего понравилось на уроке, они признаются: «С нами разговаривали».
— Это то, чего не хватает современной школе — с детьми нужно разговаривать! — убеждён Олег Геннадьевич. — В своё время при изучении Достоевского я приносил в класс магнитофон с записями песен Высоцкого. «Войну и мир» Толстого помогали изучать песни Булата Окуджавы. Теперь электронными средствами на уроке никого не удивишь. Они и в школе, и дома. И дети устают от них. Ребёнок, ученик соскучился по живому слову, по живому общению. И когда учитель начинает с ними разговаривать, получается доходчивее и привлекательнее. Необходимо так строить урок, чтобы им захотелось пойти и почитать. Нужно заинтриговать детей…
Сравнивая «говорящего» учителя с учителем, технически грамотным, оснащённым, но не разговорчивым, Олег Парамонов пальму первенства безоговорочно присуждает первому.
«А читают ли ваши дети, ученики?» — спросили О. Парамонова в интервью.
— Да, читают, — ответил он. — И ученики, и дети, и внуки. Почему? Потому что на уроках на них воздействует не техника главным образом, а живое общение с учителем. Его прозаическое или поэтическое слово должно заражать, заставлять ребят обратиться к первоисточнику.
Это убеждение остаётся в нём в течение более чем 40 лет работы в школе, в педагогике. И сам собой возникает вопрос, а в чём секрет учительских успехов? Именно об этом спросили однажды у Олега Парамонова. Ответ был коротким: «В личности учителя. Надо быть самим собой, знать свой предмет и делать так, чтобы твой предмет полюбили другие».
Олег Парамонов стремится, чтобы у коллег такое получалось, с этой целью делится с ними опытом на бескрайних просторах России, не скрывая: «Как аккумулятор, заряжаешься от масс и хочешь всё хорошее, что в тебе есть, подарить людям».
Такой новатор, известный всей стране, мог бы забросить учительскую стезю и рвануть куда-нибудь повыше. На дальневосточном телевидении у него спросили: «Есть у вас желание двигаться вверх по карьерной лестнице?» Олег Геннадьевич, отвечая, привёл исторический пример. Писателю Алексею Толстому предлагали место министра. Отказался со словами: «Я не чиновник, я — поэт». «Я мог бы стать директором школы ещё в начале 80-х годов, предлагали, — вспоминает О. Парамонов, — но понимал: это не моё. Сейчас преподаю в госуниверситете, в лицее, и мне этого достаточно. У каждого должны быть своё кресло и своё место, своя ниша».
Свою нишу Олег Геннадьевич нашёл и в поэзии. Его стихи цитируют, активно читают. В них заметны поэтическое мастерство, искусное владение метафорой, богатство ритма, и отличаются они той простотой, которая идёт от гармонии мысли и чувства. Он хочет «в оркестре нездешних стихий звучать не для всех, а для каждого». И обращается к каждому: «Учитесь щедрости участья, / Чтоб в непогоду ветров злых / Вас осенила, как причастье, / Причастность к счастию других».
А что значит для него поэзия — О. Парамонов раскрыл в своём лирическом отзыве-комментарии на то, что его стихи были включены в поэтическую антологию поэтов XX века «С любимыми не расставайтесь» и помещены согласно алфавиту между работами двух других известнейших и любимых поэтов.
Не нужны ни деньги, ни слава,
А только стоять бы вот так:
С одной стороны — Окуджава,
С другой стороны — Пастернак.
Живое слово педагога прорастает, продолжается и в его поэзии.
Напомним, что в минувшую пятницу в Брянске прошла торжественная конференция, посвящённая Дню учителя, на которой чествовали лучших представителей педагогической профессии региона.
Фото из открытых источников в Интернете