Многонациональная Россия

Российское государство создавалось как единение народов, системообразующим ядром которого исторически выступал русский народ.
Развитие России на протяжении многих веков происходило на огромной территории, заселённой многочисленными народами. Благодаря объединяющей роли русского народа, многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов.
Своеобразие многонациональной России заключается в том, что своим возникновением она обязана не столько завоеванию (в отличие от других империй Запада), сколько мирной крестьянской колонизации и добровольному присоединению к ней нерусских народов.
Становление многонационального российского государства связано с расселением восточнославянских племён в лесной и лесостепной зоне Восточно-Европейской равнины. Славяне расселялись мирно, не затрагивая островки финно-угорских племён. Между славянами-пришельцами и коренным населением не возникает отношений господства и подчинения, славянская община включает в себя на равных основаниях угро-финские поселения. Эта тенденция прослеживается на протяжении всей истории России: «русская община органично врастает в окружающую иноплеменную среду, срастаясь с ней, завязывает хозяйственные, дружественные и родственные связи, повсеместно срастаясь с ней».
Объединение земель вокруг Москвы и образование единого русского государства происходило в процессе борьбы против монголо-татарского господства. Московская Русь, освобождаясь от ига сама, освобождала от завоевателей и другие земли, заселённые различными этносами. В результате освободительной борьбы в состав Русского государства вошли многие народы, издавна связанные с русским народом общностью исторического развития: народы Севера и Поволжья — часть мари, мещера, югра, коми (в конце XIV века), печоры, карелы, саами, ненцы, удмурты (в конце XV века).
На основе консолидации и ассимиляции русских и соседних этносов сложилась великорусская народность — основа российской государственности. В последующие века территория России значительно расширилась, в её состав вошло много других народов с различным вероисповеданием и культурой. Объединение происходило, как правило, на договорной основе.
В XVIII — XIX веках к России присоединились земли народов Балтии (литовцев, латышей, эстонцев), Белоруссии и Украины, Закавказья (грузин, армян, азербайджанцев) и Средней Азии (казахов, киргизов, туркмен, узбеков, таджиков). В дальнейшем многие из этих территорий стали союзными республиками СССР, а в 1991 году обрели государственную самостоятельность.
Особый интерес представляют пути вхождения новых земель в состав российского государства. «Внутренней колонизацией» назвал В.О. Ключевский расширение территории России на неосвоенные земли Сибири, Поморья, Дальнего Востока. В XVI веке сферой интересов Московского государства стала Сибирь, куда в 1581 году казачья дружина Ермака Тимофеевича начала продвижение. Народы и племена Западной Сибири увидели в Русском государстве силу, способную защитить их от кочевников Южной Сибири. В XVII веке в состав России вошли якуты, буряты, хакасы и другие. Землепроходцы, а затем и русская администрация в большинстве своём без труда устанавливали необходимые контакты с народами Сибири и Дальнего Востока. А известное выражение «покорение Сибири», по мнению историков, это, скорее, эмоциональный образ, запечатлевший освоение бескрайних просторов и нелёгкой природной среды, а не подчинение этносов, живших на этих территориях.
В европейской части в поисках выхода к морю России пришлось вести упорную борьбу и многочисленные войны с Турцией, Польшей, Швецией. В силу исторических, культурных и религиозных корней значительная часть населения этих территорий симпатизировала России и ориентировалась на неё, что облегчало последней их включение в свой состав.
Особо следует отметить вхождение в состав России Кавказа и Средней Азии. На этих территориях находились многочисленные феодальные владения, охваченные кровавыми междоусобицами. Кроме того, народы, населявшие Кавказ, испытывали постоянное давление со стороны Персии и Османской империи. Переход в российское подданство воспринимался правителями и народами этих регионов как фактор выживания и стабильности.
Отличительной чертой и Московского государства, и Российской империи было действительно добровольное вхождение в их состав целого ряда народов, заселяющих огромные территории: Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Кабарды, Казахстана и других. История никакой другой европейской или азиатской страны не знает таких примеров!
Так, Кахетия обратилась за помощью к России впервые в 1587 году, когда кахетинский царь Александр «бил челом со всем народом, чтобы единственный православный государь принял их в своё подданство, спас их жизнь и душу». А в 1658 году царь Кахетии Теймураз I прибыл ко двору царя Алексея Михайловича и умолял «принять несчастный народ Кахетии под свою высокую руку и спасти его от окончательного истребления со стороны персидского шаха». В XVI веке после взятия Казани Иван Грозный обратился к порабощённым монголо-татарами народам с предложением принять русское подданство. На это предложение в 1552 году откликнулись башкиры, обратившись к царю с челобитной, и в 1557 году после повторной просьбы они вошли в состав России. В первые годы XVII века начался мирный процесс перехода калмыков в русское подданство. В 1655 году представители калмыков приняли присягу на подданство русскому правительству, в 1661 году вхождение калмыков в Россию было закреплено подписями сторон.
В Российской империи сложилась специфическая система управления и сложное административно-территориальное деление. Конечно, они были далеки от идеальной модели, но оказались жизненными и способными объединять многочисленные народы в единое государственное сообщество.
Включая в свой состав те или иные территории и народы, Россия в целом учитывала их этнический состав и особенности, географическое положение, уровень социально-экономического развития и другое. Российское государство осуществляло меры, которые «не отталкивали бы местные народы от государевой милости». Так, царский указ от 1598 года «запрещает местным русским властям брать у тюменских татар подводы для гонцов, освобождает от ясака татар и вотяков бедных, старых и увечных».
В восточных землях старались сохранить особенности проживающих здесь народов и управляли с помощью местной знати. Российское законодательство почти не знало правовых ограничений по национальному признаку. Правительство предоставляло своеобразные льготы: сохранение различных религий, шариатских судов для мусульман, освобождение от крепостной повинности народов Сибири и русского севера («ясачные народы»), от всеобщей воинской повинности не православного населения и тому подобное. Следует помнить, что благодаря православным миссионерам некоторые народы России впервые обрели алфавиты на основе кириллицы. Так, в XVIII — XIX веках церковные деятели создали письменности для чувашского, якутского, алтайского и других языков народов России. Этот процесс продолжился и после революции 1917 года, когда советская власть поставила задачу дать каждому народу возможности для развития своей культуры и в том числе языка. Советские учёные одновременно начали разработку алфавитов для множества языков, которые раньше не имели своей письменности. Так появились тувинская, эвенкийская, чукотская и другие письменности.
С начала 1920-х годов был взят курс на ликвидацию фактического неравенства народов в экономической, социальной, культурной и других сферах. «Культурная революция» сопровождалась ликвидацией всеобщей неграмотности народов, подготовкой высококвалифицированных национальных кадров. В 1930-х годах была в основном ликвидирована неграмотность среди населения. Многие народы впервые в своей истории получили письменность на родном языке.
Национальная политика, проводимая в СССР, дала огромные положительные результаты. Удалось сделать колоссальный шаг вперёд, в сторону сближения, сотрудничества и дружбы народов СССР. Совместные героические усилия народов СССР спасли человечество от фашизма. Не случайно на референдуме 17 марта 1991 года за сохранение СССР как основной федерации высказалось 112 миллионов человек, то есть 78 процентов голосовавших.
В современной России факторами укрепления российской государственности являются многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на её территории народов. Всё это является общим достоянием российской нации и определяет состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации.
И. Рыженкова,
доцент кафедры государственного управления и менеджмента Брянского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат культурологии
Фото из открытых источников в интернете