Бессмертная музыка

«Я желал бы всеми силами души моей, чтобы музыка моя приносила людям подпору и утешение» – так о своём творчестве говорил великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский, чьё 185-летие 7 мая будет отмечать весь музыкальный мир.
Имя Петра Ильича, несомненно, стоит в ряду самых дорогих и известных русских имен. Это символ русской музыки, символ России. Бессмертные музыкальные творения композитора пользуются высоким признанием во всём мире. Они звучат повсюду, вызывая живой отклик. П.И. Чайковский писал практически во всех музыкальных жанрах. Среди них — 10 опер, три балета, шесть симфоний, 104 романса и другие произведения. В каждом из жанров он проявил себя как оригинальный и неповторимый художник. Очень многое из того, что создано композитором, можно определить словом «впервые».
Творчество композитора изучают очень широко в школе в рамках учебной дисциплины «Музыка». Слушая музыку Чайковского, учащиеся получают большой опыт самовыражения и естественного, радостного мировосприятия. Именно она закладывает основы будущей музыкальной культуры личности. Да и сам Чайковский с особой нежностью и трепетом отразил мир и быт ребёнка 19 века в небольших пьесках, которые потом вошли в цикл под названием «Детский альбом». В нём 24 миниатюры — это и живые сценки из детской жизни, и музыкальные «картины-пейзажи», и характерные мелодии разных народов. Цикл отличается простой мелодикой, небольшим объёмом пьес, использованием бытовых, понятных детям сюжетов. Это первый русский фортепианный сборник, специально написанный для детей и о детях, который входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей уже не одно столетие.
П.И. Чайковский писал: «Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы…» Сколько поколений ребят выросло на этих мелодиях композитора! И скольким предстоит!
На школьных уроках музыки учащиеся знакомятся с удивительным миром жизни и творчества великого русского композитора, узнают о том, как его музыка меняет восприятие мира, обсуждают, какое значение в целом музыкальное искусство имеет для развития личности. И, как сказал Д. Шостакович, «из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом её бессмертие».
Т. Тимошина, учитель музыки лицея № 1 Брянского района