Тайны «екатерининского» тракта

18 июля 2020

Известно, что на Руси — две беды: дураки и… дороги. Тема первых для нас в этом повествовании неактуально, а вот о дорогах, качество которых всегда вызывало в народе нарекания, хочется поговорить. Сразу отметим, что стенания по поводу дорог порой не совсем оправданны. История страны изобилует примерами качественного дорожного строительства. Построенные в прошлом дороги по своему долголетию и сохранности порой превосходит современные автобаны.

Есть, к примеру, на приграничье наших Суземского и Севского районов одна старинная дорога, которую как только не называют: «екатерининский» или почтовый тракт, булыжная мостовая, каменный шлях… Этот тракт овеян легендами. Одна из них гласит: булыжно-каменная дорога была построена в царствование Екатерины Великой и по её приказу. Речь идёт о дороге Севск — Середина-Буда, которая проходит по южной окраине нашего Суземского района. (Напомню, Середина-Буда — город соседней Сумской области Украины, находящийся на границе, рядом — село Зёрново Суземского района Брянской области). Дорога эта необычная, она была выложена правильно уложенным и обработанным булыжником и явно выделялась на фоне других дорог. Встречается у неё и другое название — Могельский шлях. По нему в допетровское время подходили к Севску (так и не взяв город в долгой осаде) польские шляхтичи. А затем бежали, спасаясь от русских войск, шедших освобождать Украину в русско-польских войнах второй половины XVII века).

Путь Севск — Середина-Буда — известен давно, с тех самых пор, когда появились эти города на карте, и между их жителями наладились торговые и личные отношения. Конечно же, поначалу это была обычная сельская дорога без всяких притязаний на какое-либо каменное обустройство в будущем. На торги и ежегодные ярмарки туда и обратно по ней, скрипя колёсами, ехали телеги с разнообразным товаром, возы с хлебом, пенькой и другой сельхозпродукцией, ремесленными поделками традиционных промыслов, заводскими и фабричными изделиями. Сюда съезжались торговые люди, купцы и коммерсанты из городов всех окрестных великорусских и малороссийских губерний огромной Российской империи: Москвы, Киева, Чернигова, Орла, Курска, Рыльска, Глухова, Путивля, Новгород-Северского и других населённых пунктов. Конечными пунктами этого торгового тракта были Севск и Середина-Буда. В этих соседствующих городах проходили еженедельные торги. Кроме того, в Севске проводилось две ярмарки в году: одна — в 10-ю пятницу по Пасхе, другая — 28 октября. Торговый оборот Севска тогда составлял до 150 тысяч рублей.

В Середина-Буде действовала одна годовая ярмарка — 8 сентября (по некоторым сведениям, ярмарок было три).

На дороге, связывающей эти города, в конце XVIII века привычными были драки, грабежи и открытый разбой. Известно, что в конце 80-х годов сыскные люди разыскивали отряд, действовавший на этом 25-вёрстном тракте. Отряд состоял из беглых крестьян и солдат, он часто нападал на подводы как местных купцов, так и проезжих из Орловской, Черниговской и других губерний. Разбойники и «лихие люди» жили по скрытым местам, а ночью грабили купеческие караваны, вёзшие товары в Малороссию (на Украину) или из неё. Их долго не могли поймать, потому что им помогали местные крестьяне…

Обыватели Севского уезда называли дорогу Будлянским шляхом, для жителей Середина-Буды это был Севский шлях. Шляхом именовали обычно большую старинную дорогу. Нас же интересует, когда эта дорога была уложена булыжником и стала обустроенным «шоссе».

Инициатором дорожного строительства и обустройства дорог с твёрдым покрытием в нашей державе был сам Пётр Великий. Характер важной государственной задачи дорожному делу в России придала Екатерина II ещё в самом начале своего правления. Вот тут-то открывается первая «тайна» нашего булыжно-каменного тракта. В конце ХVIII века его ещё не существовало да и не могло существовать. Наличие «екатерининского» тракта между Севском и Середина-Будой не подтверждает ни один из источников того времени. Самый надежный источник для нас — это карты Планов Генерального межевания уездов Орловской губернии 1785 года. На подобной карте Севского уезда дороги от Севска обозначены как «просёлочные», исключением были дороги Трубчевск — Севск и Севск — Новгород-Северский, отмеченные как «большие». Обустройство же булыжной мостовой, да и ещё в 25 вёрст длиной, — дело было весьма дорогое, и ни один губернский или, тем более, уездный бюджет не мог воплотить подобную идею в жизнь. Сама императрица Екатерина II даже знать не знала об этой дороге между двумя соседними городками. Недосуг ей было думать об этом местечковом проекте за своими великими делами. Местные дворяне-помещики и купечество тоже в своём сознании ещё «не доросли» до таких проектов. Конечно, о мощении камнем дороги Севск — Середина-Буда тогда никто и не думал. Да и село Середина-Буда ещё не получило тогда статус местечка — первой ступени городского поселения.

Не было ещё актуальным дорожно-каменное обустройство этой дороги и в середине XIX века. Такой важный источник, как «Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.6: Орловская губерния» 1853 года, ни разу не упоминает о дороге.

При изучении источников второй половины XIX века вырисовывается та же картина. Рассматриваемая нами дорога упоминается как «большая обыкновенная» или «просёлочная».

Подходим к раскрытию последней тайны. Если дорога Севск — Середина-Буда не была «одета камнем» ни в XVIII, ни в XIX веках, когда же появилось прочное и красивое обустроенное булыжником шоссе в наших местах, если не в веке XX? Обратимся к картам и документам.

Мастерски исполненная военно-топографическая карта (под руководством генерал-лейтенанта Ф.Ф. Шуберта и генерал-майора П.А. Тучкова) трёхвёрстная (в одном дюйме — три версты) даёт детальное описание территорий нынешней европейской части России и всего бывшего СССР. Карта издавалась до 1919 года и служила новой советской власти ещё многие годы. И на ней военные топографы обозначили дорогу Севск — Середина-Буда как обустроенное шоссе с телеграфной линией и аллеями деревьев по сторонам. А шоссе тогда называли как раз дорогу с твёрдым покрытием в виде камня-булыжника. Обустроенное шоссе было построено в начале XX века, сто лет назад!

Этот вывод подтверждают и документы той поры. Так, в 1895 году в Российской империи был принят закон о планомерном дорожном строительстве в европейской части страны. По этому закону в губерниях, в том числе и в Орловской, куда входили территории и нынешней Брянской области, были созданы особые дорожные капиталы, которые передавались в ведение земских учреждений. Общие затраты из таких фондов и собственных средств уездных земств достигли 12 млн тогдашних царских рублей. По нынешним временам — это колоссальная цифра. Пришли деньги и в Севский уезд, как подтверждают журналы заседаний земского собрания Севского уезда незадолго до начала Первой мировой войны. По ним видно, что решение о постройке дороги Севск — Середина-Буда было принято в 1902 году, и называлась она «Севско-Будлянский тракт».

Разбирая и читая эти исторические сведения, только диву даёшься: параллельно шло строительство и мощение таких же Севско-Дмитриевского, Севско-Глуховского, Севско-Карачевского и Орловско-Севского трактов. Размах дорожного строительства грандиозный, и это в пределах одной Орловской губернии! Есть сведения, что наряду с широко применявшимся ручным трудом, на этой великой стройке работали машины — паровые катки укладчики и другие машины производства Коломенского машиностроительного и Брянского железоделательного и механического заводов (сейчас БМЗ).

О событиях той поры свидетельствуют и отрывочные воспоминания наших давно ушедших земляков. Так, житель Суземки Г.А. Гаврилкин, перебирая в памяти события своего тревожного предреволюционного детства, вспоминал, как на станции Суземка и Зёрново (то есть в Середина-Буду) приходили железнодорожные платформы с камнем для мощения этой дороги и других. Булыжник привозили с Донбасса и из каменоломен обширной Екатеринославской губернии в Малороссии (после революции — Днепропетровск, сейчас — Днепр), на Украине до сих пор много таких мест по течению Днепра. Многие из жителей Суземки и окрестных деревень трудились на строительстве дороги, выравнивая рельеф, наводя мосты через водные преграды и укладывая камень при мощении подготовленного полотна. Дорога начинается в пограничной Середина-Буде, идёт по окраине суземских сёл Зёрново и Страчово, а затем уже по территории Севского района: через сёла Орлию, Коростовку и Пушкарскую Слободу — к Севску. Тракт, булыжная мостовая, представляет собой аккуратную насыпь с ярко выраженным кюветом, он до сих пор виден с обеих сторон. Обочины дороги — грунтовые.

С обочинами ширина дороги составляет около 6 метров, а ширина самого мощёного полотна — около 5,5 метра. Тракт почти под прямым углом пересекает грунтовую дорогу — Страчово, сейчас асфальтированную. Люди старшего поколения ещё помнят каменный арочный мост через ручей перед рекой Тарой на пограничье Суземского и Севского районов. Стоял он, нетронутый временем, ещё в 1970-е годы. Далее дорога шла по деревянному мосту через р. Тару. Снят покров с последней «тайны» каменно-булыжного тракта Севск — Середина-Буда: строительство его шло в последние годы существования той старой царской России, которая будет сокрушена в водовороте сражений кровопролитной Первой мировой, революционных событий 1917 г. и братоубийственной гражданской войны (1918 — 1920 гг.).

А тракт наш существует вот уже сто с лишним лет. В идеальном состоянии мощённая камнем дорога Севск — Середина-Буда пребывала до начала 1950-х годов. На картах советского времени она значится как «автомобильная» протяжённостью 32 км. Но то, что наши предки строили на века, мы сумели основательно разрушить за последние 60 — 70 лет. Планомерное и хищническое разрушение тракта началось после войны, в 1950 — 1960-е годы. По сегодняшний день в Севске на улице Советской и прилегающих переулках лежит брусчатый булыжник, снятый в 1952-м под Орлией, закатанный большей частью в асфальт. Настоящий вандализм был сотворён в 1960-е годы, когда было снято около шести километров булыжника от села Зёрново к селу Страчово. Сняв покрытие дороги в этом месте, камень использовали для благоустройства другого места — нашего районного центра Суземки. Булыжником уложили ул. Вокзальную: от одного железнодорожного переезда до другого, замостили улицу Первомайскую (от улицы Некрасова до одноимённого переулка — «больничного перекрёстка»). Была уложена дорога от Вокзальной улицы к центру: часть площади Ленина тоже «одета камнем». Сейчас все эти каменные мостовые сокрыты уложенным асфальтом, а вековой каменный тракт оказался преступно оголён. Сознательное разрушение булыжного шоссе царской постройки продолжило и продолжает до сих пор местное население — жители Суземки и окрестных сёл. Желая обустроить свои дворы и подворья, люди уничтожают объект, созданный их дедами и прадедами, рушат своё историческое прошлое, предают память поколений. Оставшись в неприкосновенности, тракт был бы одной из главных достопримечательностей наших мест. Вот такие мы, Иваны, не помнящие родства…

В. Цветков, учитель общественных дисциплин Холмечской средней школы

Суземский район

Еще по теме:

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Картина дня
19 апреля 2024, 08:08

Дворец зимних видов спорта строится в Фокинском районе Брянска

В Фокинском районе областного центра продолжается строительство Дворца зимних видов спорта. Об этом просили местные жители, сообщается в официальном телеграм-канале губернатора (далее…)

18 апреля 2024, 17:50

В посёлке Локоть на Брянщине ударными темпами строится спорткомплекс

Губернатор Брянской области Александр Богомаз и председатель Брянской областной Думы Валентин Суббот посетили строящиеся инфраструктурные объекты в Брасовском районе (далее…)

18 апреля 2024, 17:40

Брянский филиал «Защитников Отечества» помог ветерану СВО найти работу

В брянский филиал фонда «Защитники Отечества» за помощью в поисках работы обратился Алексей Анцышкин. Алексей с первых дней СВО принимал участие в боевых действиях. (далее…)

18 апреля 2024, 16:58

Брянский клинико-диагностический Центр приобрёл новое оборудование

Для Брянского клинико-диагностического Центра закуплено новое диагностическое оборудования для неинвазивного исследования молочной железы. (далее…)

  • Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации
  • Cемейная ипотека: условия, кто и как может оформить